Новгородская область попала под критику главы «РЖД» Владимира Якунина

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своем блоге прокомментировал ситуацию с очередными сокращениями электричек в регионах. Критике главного железнодорожника подверглись несколько субъектов РФ, в том числе и Новгородская область.

© Новости.Новгород.ру.
© Новости.Новгород.ру.

Владимир Якунин в очередной раз напоминает, что железнодорожники не несут социальную ответственность перед жителями регионов.

— Что я могу ответить в связи с многочисленными жалобами граждан, намеренных проводить акции протеста и даже препятствовать движению поездов дальнего следования и грузовых составов? Вместо того чтобы перекрывать Транссиб, лучше обратиться по адресу — в свои региональные администрации по той простой причине, что электрички отменяет не РЖД. Именно местные власти вопреки указаниям Президента и Правительства не обеспечивают должного взаимодействия по созданию безубыточной работы пригородных компаний. Я уже много раз говорил и не устаю повторять, что транспортное обслуживание населения в пригородном сегменте ж/д перевозок относится к финансовой ответственности государственных органов субъектов РФ. Они, согласно законодательству, обязаны заказывать объем перевозок в своем регионе, устанавливать стоимость проезда для населения и компенсировать разницу между «социальным» тарифом и экономически обоснованными затратами железной дороги, — пишет Якунин.

По его данным, по итогам 2014 года из 72 субъектов РФ только 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, а 23 компенсируют не более половины.

— Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги РЖД, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели. Прежде всего это касается Вологодской, Ленинградской, Тверской, Новгородской, Пензенской, Амурской, Псковской и Белгородской областей, Забайкальского края — там идут наиболее масштабные сокращения электричек. Власти этих и ряда других регионов закрывают глаза на проблему, делая вид, что ее вообще не существует. Наплевательское отношение к этому виду обслуживания населения и расчет на то, что пригородные поезда можно заменить автобусными или другими альтернативными видами перевозок — несостоятельны. Речь идет о неисполнении конкретных указаний федеральных властей, — поясняет президент «РЖД».

Якунин пишет, что на днях Правительство России приняло решение о выделении 25 млрд рублей из федерального бюджета на компенсацию части инфраструктурных расходов локальных перевозчиков.

— Таким образом, государство определило: я свою часть дало, остальное должны платить регионы и потребители этой услуги. Почему же многие продолжают считать, что это должна делать РЖД? За счет чего? Мы — регулируемая компания, тарифы у нас регулируемые, и мы находимся сейчас в таких же сложных обстоятельствах, как и все остальные. Уже второй год работаем в условиях жесткой экономии: в минувшем году «урезались» на 85 млрд. рублей, в 2013-м — на 100 млрд. Сокращать больше нечего, только объем работ. Мы от этого и сами страдаем, потому что в пригородных перевозках занято большое количество железнодорожников, — поясняет Якунин.

По его мнению, сложившуюся проблему нужно решать системно — устанавливать четкую и понятную схему взаимоотношений государства и перевозчика, а также его бюджетное обеспечение при осуществлении социальных видов перевозок. Владимир Якунин надеется, что в наступившем году будет сделан решительный шаг в этом направлении.

Напомним, в 2014 году в Новгородской области произошли отмены многих электричек, и пригородные поезда остались только на 7 маршрутах (11 пар поездов). Ранее в области было 15 маршрутов и 31 пара поездов. Общая протяженность маршрутной сети сократилась с 1326 км до 695 км.

Добавим, в текущем году в Новгородской области могут вновь сократить пригородные поезда.