1940

Режиссер Игорь Масленников: «Не будет больше массового зрителя. Никогда. Только в интернете»

Игорь Масленников. Фото: festival-nachalo.ru

Интервью с известным российским кинорежиссером Игорем Федоровичем Масленниковым.

ИА REGNUM: Игорь Федорович, следите ли Вы за отечественным кинопроцессом? Или предпочитаете не углубляться в происходящее?

Конечно! Такая необходимость — наблюдать за событиями — есть, потому что я преподаю. Чтобы заботиться о ребятах, которым я посвятил какой-то кусок жизни своей. А вообще сейчас такое странное время.

ИА REGNUM: А в чем странность?

Это всё почти не востребовано. По многим причинам. Во-первых, потому что значительная часть проектов не финансируется. Ищут люди деньги, но потом не могут вернуть.

ИА REGNUM: Министерство культуры, например, выдает гранты…

Дает, да. Но — ограниченное количество денег и какому-то определенному кругу лиц. К сожалению, должен заметить, что в основном кино стало таким элитарным занятием. Просто так какой-нибудь петербургский режиссер денег не получит. Надо быть в этой среде. Но возникла, я бы даже сказал, новая культура. Гаджеты! Появилась возможность делать кино независимо от больших расходов и пленочной техники. Вот у нашей студии «Троицкий мост» был свой фонд. Мы держали свои копии фильмов — «Зимнюю вишню» и прочее. Целую комнату забили пленками, и не знали что делать. Предлагали прокатчикам — не берут. В Госфильмофонд — тоже. У них там своего хватает. И мы отдали около тонны в переплавку, на серебро. Возможности хранить нет никакой. И главное не понятно для чего — их негде показать. Понимаете, все перешло на цифровые системы. Даже в больших кинотеатрах. Началась совершенно новая эпоха. Абсолютна другая.

ИА REGNUM: Технических возможностей, конечно, стало больше. Снимать может практически любой. Была бы камера. Но ведь эти возможности порождают большое количество дилетантов, что очевидно уже довольно давно.

Конечно! Любой человек может снимать кино. Ну, вот смотрите. Почему у нас так плохо развит широкий прокат? Ведь практически все контролируется Голливудом. В Америке, конечно же, есть замечательное кино — независимое. Но мы смотрит здесь и по всему миру голливудскую продукцию для подростков. То, что зовется словом entertainment. У нас очень трудно пробиться какой-нибудь серьезной картине.

ИА REGNUM: Однако пробиваются же. Есть кинотеатры, где показывают действительно художественные фильмы. И гаджеты опять же.

Да! Благодаря появлению новой эпохи возникают удивительные явления. Например, в Якутии. Население что-то порядка 7 миллионов человек, древняя культура, три серьезных кинотеатра. И там работает один из моих учеников, Саша Лукин. Он еще в ЛИКИ учился. Так сейчас Саша — очень известный человек там. И что они делают? Снимают якутское кино на гаджеты.

ИА REGNUM: Да, это такой феномен наш — региональный кинематограф. Очень интересное явление. В Бурятии вот еще снимают.

Совершенно верно! Так вот в Якутии снимают на родном языке — саха. Делают исторические фильмы и эти 7 миллионов ходят и смотрят их. Стоит производство недорого и потому окупается. То есть в зоне Якутии возникла такая серьезная история: интересное кино, которое, правда, не выходит за пределы своего пространства. А им не нужно ничего. Они хотят снимать свое кино. Еще один пример. Мой ученик Евгений Черепанов, родом из Киргизии. Только что был дома. И сейчас, рассказывает, там снимается куча фильмов на киргизском языке. Значит, эти малые народы, наконец, дожили до своих национальных, новых культурных явлений, выраженных в кино в том числе. Так что жизнь идет, меняется. Я отношусь к этому философски: не так, так этак. Ну, пусть будут гаджеты.

ИА REGNUM: Хорошо. Вернемся к дебютантам. На первый полнометражный фильм средства найти непросто все-таки. Вы их готовите к этому, объясняете что делать в такой ситуации. Понятно же что поначалу они чаще будут получать отказ.

Так это везде так. В Америке, скажем, в каждом университете есть киношкола. Представляете количество выпускников, получивших в руки ремесло? Разве все они работают в кино? Ничего подобного. Примерно то же и у нас. Это повсеместное явление. Но вот пример еще одного из моих учеников. Он через интернет выяснил, что у нас в стране проходит около 140 фестивалей короткометражного кино. Почти во всех крупных городах оно развивается. Он разослал свою работу на 100 с лишним фестивалей. Получил приглашение на 40, и с 20 из этих 40 приехал с главными призами. Это говорит об абсолютно новой жизни, которая идет. Никуда не денешься — земля рождает таланты. Есть потребность как-то выразиться, через визуальные искусства. Так что я совершенно не паникую.

ИА REGNUM: Но ведь кино нужен зритель. Это аксиома. Награды, фестивали — это замечательно, правда. Но фестивальная публика, как правило, подготовлена более или менее. А как быть с более широкой аудиторией?

Да не будет массового зрителя. Больше никогда. Только в интернете. Зачем ходить в кинотеатр? Будет сниматься другое кино. Куда деваться?! Когда я жил в Москве, то обратил внимание вот на что. Там 100 театральных залов, не считая по мелочи. Все битком забиты. Причем не какой-то определенной аудиторией, а самой разной. То есть эти зрители нуждаются в соборном зрелище. Хотят праздника. Это же целый ритуал. В кино это всё погибло. Те времена, когда работал кинотеатр, а в фойе играл оркестр и пела певица — ничего этого уже давно нет. Можно сокрушаться, страдать по этому поводу, конечно, но это необратимый процесс. А залы и деньги собирает киноразвлекуха. Голливуд полностью переключился с серьезного кино на аттракцион, чтобы качать деньги. И что тут сделаешь? Да ничего. Но это не то кино, о котором мы с Вами говорим, не то кино, которому учу я. Мы занимаемся другим искусством.

ИА REGNUM: А у кого-то из ваших учеников есть уже конкретные предложения по работе?

Есть. Причем у приезжих. Не у петербуржцев.

ИА REGNUM: Мы говорим сейчас про полный метр или про телепроекты?

Именно в кино. Скажем, моя ученица Динара Джанбосынова, родом из Алма-Аты, уже приступает к съемкам на своей киностудии. «Казах-фильм» бывший. Там тоже расцвет кино. Алматинская студия забита работой — фильмы на казахском языке снимают вовсю. Или Вагенак Балаян. Хотя он живет здесь, его очень зовут в Ереван. Предлагают работу. Так что жизнь идет. Ничего страшного! Если бы я не верил в лучшее, то не преподавал бы.

Справка ИА REGNUM: Масленников Игорь Федорович. Родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде. Режиссер, сценарист, актер. В 1987 году получил звание — Народный артист РСФСР.

Фильмография: «Личная жизнь Кузяева Валентина», «Завтра, третьего апреля…», «Гонщики», «Лето в Бережках», «Под каменным небом», «Сентиментальный роман», «Ярославна, королева Франции», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Пиковая дама», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры», «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается», «Продление рода», «Филипп Траум» и др.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».