Москва поддержит новгородский бюджет скромными дотациями и субсидиями

2.3K
12
Автор: Анна Черепанова
Понедельник, 4 декабря, 20:42

24 ноября Государственная Дума приняла в третьем окончательном чтении федеральный бюджет на 2018 год. Стало понятно, на какую финансовую помощь могут рассчитывать регионы России, в том числе и Новгородская область.

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности 

Дотация зависит от уровня финансовой обеспеченности на душу населения и рассчитывается по формуле, учитывающей налоговый потенциал территории (сколько генерируется налогов) и индекс бюджетных расходов (коэффициент удорожания бюджетных услуг относительно среднероссийского уровня).  

Вряд ли кого-то сегодня удивит, что крупнейшими получателями федеральных денег вновь станут Дагестан, Чечня, Якутия, Камчатка и Алтайский край. На поддержку этой «пятерки» федеральный центр направит 200 млрд рублей или 30% всех дотаций. В аутсайдерах — экономически развитые регионы Центра и Северо-Запада России: Калужская область, республика Коми, Мурманская, Липецкая, Ярославская и …Новгородская область. В общей сумме они получат менее 0,6% объема распределяемых средств. 

 

Регионы-получатели самых больших и самых маленьких дотаций из Федерального бюджета в 2018 году.

Вызывает удивление, как среди сырьевых и крупных промышленных регионов, в разное время относившихся к регионам-донорам, оказалась Новгородская область, которую при всем желании нельзя отнести к  локомотивам экономического развития. Все дело в высокой бюджетной обеспеченности области, чему способствует не только малая численность населения (у соседей псковичей она примерно такая же), но и высокий налоговый потенциал, который существенно превосходит и Псковскую область, и Карелию, находится на уровне самых богатых и благополучных регионов России. Вопрос, почему потенциал есть, а доходов в новгородской казне нет, пожалуй, следует адресовать губернатору Никитину. Но до сих пор внятного объяснения резкого снижения налоговых поступлений кроме пресловутого «идеального шторма» публике представлено не было. Напомню, что в 2017 году в бюджет не поступит почти 3 млрд рублей ранее запланированного налога на прибыль и акцизов, на 2018 год также запланировано снижение собственных доходов в сравнении с 2016 годом более чем на миллиард. Есть и оборотная сторона медали, -  даже с трудом добываемые собственные доходы используются неэффективно, не доходят до людей, не идут на повышение зарплат врачам, учителям, работникам культуры и социального обслуживания, не влияют на повышение качества социальных услуг. 

Итак, в 2018 году Новгородская область может рассчитывать на дотацию в размере 1,3 млрд рублей. Это на 100 млн рублей больше, чем в 2017-ом.  

Регионы, схожие с нашей областью по численности населения, географическому положению, уровню жизни людей, получат в разы больше: Республика Карелия — 8,5 млрд рублей;  Костромская область — 3,7 млрд; Псковская — 4,3 млрд. 

Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели 

Перед вторым чтением федерального бюджета на 2018 год регионам добавили денег - были распределены еще 100 млрд рублей на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели. Эта часть федеральной поддержки пока не учтена в доходах бюджета Новгородской области, но сумма уже известна — почти 900 млн рублей. Дотация определяется не по формуле, а зависит исключительно от лоббистских возможностей руководителей регионов. Одни губернаторы, как, например, главы республик Карелия и Хакассия, обращались напрямую к правительству и Президенту и говорили о необходимости дополнительного финансирования майских указов, погашения долгов, другие тесно взаимодействовали с комиссией по межбюджетным отношениям Дмитрия Козака. В конечном итоге и те, и другие получили положительный финансовый результат для своих регионов. Можно говорить о непрозрачности и неэффективности такой системы распределения бюджетных средств, но живем мы в этой реальности, и задача руководителя использовать все свое влияние в федеральных министерствах для защиты интересов подведомственной территории. У губернатора Новгородской области Андрея Никитина лоббистский ресурс оказался слабым. Новгородская область получит меньше, чем соседи: Псковской области выделят 1,5 млрд. рублей, Республике Карелия — 3,8 млрд. А самыми крупными реципиентами станут Омская область (8,6 млрд рублей); Пензенская (5,4 млрд); Волгоградская  (5,0 млрд) Ставропольский край (5,3 млрд); Удмуртская республика (4,6 млрд).  

Пока средства федеральной дотации в областном бюджете не распределены, на какие направления будут использованы неизвестно. Но нельзя исключить, что вместо повышения зарплат врачам, учителям, работникам культуры часть средств  уйдет мимо социальной сферы - в «листе ожидания» губернатора Никитина страждущих хватает.  

Суммарно обе дотации Новгородской области составят 2,2 млрд рублей (в 2017 году — 1,7 млрд рублей), Псковской — 5,7 млрд, Республике Карелия - 12,3 млрд, Костромской области — 7,1 млрд. 

 

Дотации из Федерального бюджета в 2018 году, млрд рублей.

Если посчитать на душу населения, то выйдет, что в Новгородской области дотации из федерального бюджета составляют 3,6 тысяч рублей; в Псковской — 9,0 тысяч; в Карелии - 19,6 тысяч; в Костромской — 10,9 тысяч рублей.  Как следует из данных статистики, уровень экономического развития, налоговый потенциал у регионов-аналогов меньше, но нет ощущения, что, несмотря на все свое «финансовое благополучие», новгородцы живут заметно лучше соседей. Андрей Никитин, как и его предшественник Сергей Митин, не видит проблем в искусственно заниженном финансировании социальных статей бюджета и инфраструктуры. По его словам: «Региону на все средств хватает, с учетом дотации у нас все текущие задачи решены <…> У региона - нормальный сбалансированный бюджет».

Субсидии на приоритетные проекты  

Субсидии в отличие от дотаций имеют целевой характер и могут быть использованы строго на мероприятия и проекты, одобренные федеральным правительством. В 2018 году Новгородская область получит из федерального бюджета субсидии на общую сумму 1,4 млрд рублей, на 686 млн рублей меньше, чем в 2017-ом. Это связано с уменьшением поддержки аграриев и «обнулением» бюджетных инвестиций на строительство школы.

На поддержку сельского хозяйства Новгородской области из федерального бюджета будет направлено 337 млн рублей, что на 178 млн меньше, чем в 2017-ом. На строительство школы в этом году область получила 542 млн рублей, на будущей год — 0 рублей.

На прежнем уровне сохранятся субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере 153 млн рублей (в 2017 году — 155 млн), на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей — 32,7 млн рублей (в 2017 году — 32,8 млн), на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды — 104 млн рублей (в 2017 году — 101 млн рублей).

К моменту принятия областного бюджета в первом чтении все распределения средств в федеральном бюджете в пользу регионов были известны. Но в областной бюджет не включили субсидии на сумму 462 млн рублей, из них почти половина — аграриям. Правительству Никитина ничего не мешало своевременно внести поправки, чтобы принять реалистичный бюджет уже 22 ноября, однако этого сделано не было. 

В 2018 году Новгородская область получит заметно меньше субсидий, чем соседняя Псковская, которой федеральный центр выделит на миллиард больше - 2,5 млрд рублей. Из них субсидии на поддержку сельского хозяйства составят 1,1 млрд рублей, это в 3,4 раза больше, чем Новгородской области. Из этих цифр становится понятным, что в Псковской области сельское хозяйство будет развиваться, а в Новгородской — выживать.

 

Субсидии из Федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства в 2018 году, млн рублей.

Лоббисткий ресурс Андрея Никитина оказался сильно преувеличенным

В феврале этого года, когда в Новгородской области сменился руководитель, было много разговоров об особенном отношении Президента Владимира Путина к назначенцу из АСИ Андрею Никитину. Ожидания, что эти теплые отношения конвертируются в миллиарды финансовой поддержки из федерального бюджета на восстановление пришедшего в упадок новгородского хозяйства, на повышение качества жизни, оказались сильно преувеличенными. Лоббистский ресурс Андрея Никитина более чем скромен, да и большого желания изменить к лучшему жизнь новгородцев не наблюдается. Пока удается «пускать пыль в глаза» на форумах АСИ, в которых Андрей Никитин с завидной регулярностью принимает участие, отчитываясь об успехах Новгородской области в инвестиционных рейтингах. Но, очень похоже, что конечной целью всех этих самопрезентаций является не продвижение нашего региона, а напоминание федеральным чиновникам о себе, дабы не забыли ценного руководителя, причудливой волей судьбы командированного  в провинцию. 

Смотрите также

Бюджет Новгородской области на 2018 год — бюджет против всех 14

Правительство Новгородской области не справляется с экономическими вызовами. Ответом на падение собственных доходов бюджета станет драматическое сокращение расходов на экономическое развитие и социальные статьи. В плюсе только губернатор Андрей Никитин, чиновники и бюрократические структуры - расходы на содержание аппарата возрастут.

«Ростелеком» и бизнес на бюджете 27

На наших глазах разворачивается любопытный сюжет вокруг создания «Ростелекомом» в Новгородской области системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД).

Комментарии