Год без бюджета

6.4K
7
Автор: Владимир Тихоньков
20 декабря 2017 года, 15:10

В прошлом году на рассмотрение думы правительством был внесен проект бездефицитного бюджета на 2017 год. Уже в первом чтении были очевидны все изъяны этого проекта — неполнота отражения расходов и источников финансирования дефицита бюджета, вызывающее сомнения обоснование реалистичности доходов (со ссылкой на прошлогодние показатели). Установленный бюджетным законодательством и здравым смыслом принцип достоверности бюджета по каким-то непонятным причинам был забыт. В результате бюджет 2017 года так и не стал документом, определяющим форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Новгородской области как публично-правового образования.

Это привело к тому, что 2017 год стал для Новгородской области годом без бюджета. Принятый документ с большой натяжкой можно назвать предварительной сметой, по которой никто не собирался жить. Весь год в него вносились изменения под благовидными и не очень (различными) предлогами и аккомпанемент смешных заявлений о каком-то живом организме. Это не организм, а амёба. 

Дефицит покрывается за счёт переноса на следующие периоды сроков возврата уже имеющихся кредитов и привлечения новых

Не останавливаясь на мелочах, подведу итог такого планирования и законотворчества: «неожиданно» возникшая «разбаласированность» бюджета 2017 года в два с лишним миллиарда рублей. А если перевести на нормальный человеческий язык — дефицит в указанном размере. Пока этот дефицит покрывается за счёт переноса на следующие периоды сроков возврата уже имеющихся кредитов и привлечения новых. Но не будем забывать, что размер государственного долга Новгородской области составит 17 млрд рублей при ожидаемых собственных доходах на уровне в 20 млрд рублей. Еще три миллиарда — и мы достигнем его предельного уровня, после чего кредитоваться станет нельзя. 

***

Сегодня на рассмотрение думы вынесли аналогично составленный документ. Финансовый блок правительства Новгородской области в очередной раз совершил отважный шаг на те же грабли.

Налоговые доходы бюджета-2018, по мнению его составителей, должны вырасти почти на миллиард рублей относительно плановых показателей 2017 года. В текущем году этот план не выполнен на 2 миллиарда, что привело к возникновению дефицита в 1,8 млрд рублей. Прогноз роста ВРП в следующем году — от 0,8 до 1,8% к 2017 году. Масштабных инвестиционных проектов на территории области не реализуется. Налоговые ставки по НДФЛ и налогу на прибыль организаций — основ доходной части бюджета — не изменяются. Для любого здравомыслящего человека очевидно, что при таких обстоятельствах доходы будут сокращаться, а не расти! И сокращаться значительно!

Оставляя за скобками вопрос о том, зачем нас вводят в заблуждение, вынужден констатировать: предложенный бюджет в части доходов не отвечает требованиям реалистичности. Доходы необоснованно завышены, в чем всем нам предстоит убедиться в следующем году. 

Теперь — о расходной части. В проекте бюджета (социально ориентированного) снижается по отношению к текущему периоду финансирование следующих направлений:

— «Физическая культура и спорт», «Образование», «Культура, кинематография» — на 400 млн рублей;

— «Здравоохранение» — на 52 млн рублей.

Дальнейшее изложение цифр из представленных прокуратурой и счетной палатой заключений полагаю излишним. Вдумайтесь: на первое сентября учреждения здравоохранения только по исполненным контрактам имеют просроченную задолженность в размере 309 млн рублей. Общий размер дефицита финансового обеспечения здравоохранения в 2017 году, по данным счетной палаты,  составил порядка 400 млн рублей. А нам предлагают и без того заниженные расходные обязательства на медицину сократить еще на 52 млн рублей. То есть не отражать их в бюджете. Сделать вид, что этих расходов нет.

***

Вывод из сказанного неутешителен: доходная часть бюджета завышена, а расходы отражены неполно. Такими нехитрыми манипуляциями удалось достичь видимости отсутствия дефицита. 

Бюджетных кредитов больше не дадут, придется брать коммерческие

Что означает и какими последствиями обернётся для Новгородской области такое планирование и законотворчество?

На начальном этапе документ очень удобен для исполнительной власти: бюджет сбалансирован, источники финансирования дефицита искать не надо, средства можно расходовать на не самые необходимые цели, федеральный центр умиротворен и уверен в стабильности региона. 

Вторым этапом станет неизбежное привлечение кредитных средств для покрытия «внезапно» возникшего (в результате завышения ожидаемого объема налоговых поступлений) дефицита бюджета. Бюджетных кредитов больше не дадут, придется брать коммерческие. 

Учитывая падение собственных доходов, госдолг Новгородской области очень быстро достигнет предельного значения, при котором кредитоваться станет нельзя. Это будет означать переход к третьему этапу — сокращению расходной части бюджета. Поскольку сейчас никто не хочет даже задуматься о целесообразности некоторых бюджетных расходов, сокращение будет беспорядочным, тяжелым и болезненным. Секвестр.

***

Выход из сложившейся ситуации прост. Во-первых, это приоритет объективного подхода к планированию доходов и расходов перед желанием приукрасить реальное положение дел. Во-вторых, соблюдение законодательства при составлении проекта бюджета. 

Я предлагаю учесть в расходной части бюджета все публичные обязательства Новгородской области в полном объеме, как это предписывает закон.

Я предлагаю не обманывать себя иллюзорными прогнозами роста собственных доходов бюджета в 2018 году, поскольку это вытекает из здравого смысла.  

Я предлагаю финансовому блоку правительства задуматься об источниках финансирования дефицита бюджета уже сейчас, не дожидаясь второго полугодия 2018 года. 

Дефицит очевиден. Но никто не хочет говорить об этом открыто, все пытаются уйти от реальности. Утверждение дефицита в бюджете 2018 года не просто допустимо, оно необходимо в сложившейся обстановке.

Такой бюджет будет честным и беспристрастным. Только с таким бюджетом мы сможем объективно оценить наши перспективы и возможности. Такой бюджет заставит считать каждую копейку и отказаться от вычурных бюджетных расходов, эффективность которых вызывает сомнения даже у инициаторов этих трат. 

Иной подход будет означать повторение прошлогодней ошибки. Материал опубликован на правах рекламы.

Смотрите также

Москва поддержит новгородский бюджет скромными дотациями и субсидиями 13

24 ноября Государственная Дума приняла в третьем окончательном чтении федеральный бюджет на 2018 год. Стало понятно, на какую финансовую помощь могут рассчитывать регионы России, в том числе и Новгородская область.

Бюджет Новгородской области на 2018 год — бюджет против всех 15

Правительство Новгородской области не справляется с экономическими вызовами. Ответом на падение собственных доходов бюджета станет драматическое сокращение расходов на экономическое развитие и социальные статьи. В плюсе только губернатор Андрей Никитин, чиновники и бюрократические структуры - расходы на содержание аппарата возрастут.

«Голос» подозревает губернатора Никитина в теневом финансировании услуг политконсультантов 8

В конце октября Избирком Новгородской области опубликовал итоговые финансовые отчеты кандидатов на выборах губернатора. Не стало неожиданностью, что самый большой избирательный фонд сформировал кандидат от «Единой России», а ныне губернатор Андрей Никитин. Размер фонда составил 15 миллионов 470 тысяч рублей. Но все ли расходы Андрей Никитин, как того требует закон, оплатил со своего избирательного счета?

Комментарии