1760

Владимир Зорин: Проект Стратегии по реализации государственной межнациональной политики ждет отзывов из регионов

Проект Стратегии по реализации государственной межнациональной политики, подготовленный по поручению Президента России Советом по межнациональным отношениям, вышел в свет. Впрочем, уточним, что получившийся документ еще не вполне проект, а, скорее, основа для его обсуждения. Он разослан во все российские регионы, которые должны дать замечания и поправки. Несомненно, свое мнение выскажут и представители политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий, научной и экспертной среды.

В случае принятия Стратегия станет базовым документом государственной национальной политики. В ее основу положены исторически сложившиеся особенности развития России как многонационального государства. Она послужит отправной точкой для координации действий органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, определит главные направления реализации государственной национальной политики. Стратегия сыграет свою положительную роль, если станет актуальным документом общественного согласия, официально признанной системой принципов, целей и задач, обеспечивающей единство народов, целостность Российской Федерации, способствующая сохранению этнокультурного многообразия, укрепления гражданского и межнационального согласия в стране. Широкое общественное обсуждение поможет решить эту задачу.

Хотел бы подчеркнуть, что Стратегия не является документом, возникшим внезапно и вдруг. Она несет определенную преемственность. Участники работы над Стратегией учли позитивный опыт Древней Руси, Российской Империи, Советского Союза, лучшие наработки, проверенные жизнью и историей. Ведь за 1150-летнюю историю российской государственности наша страна прирастала не только землями, но и народами, некоторые из них упоминаются в "Повести временных лет". При разработке проекта имелось в виду, что государственная национальная политика носит межотраслевой характер, социально обусловлена и учитывает федеративное устройство нашей страны. Подчеркну, что кроме преемственности и комплексности, в Стратегии содержится и ряд инноваций, которые, прежде всего, вызваны новыми историческими вызовами и рисками для национальной безопасности Российской Федерации, ее демократического развития.

Среди таких вызовов отметим следующие. В последнее время в нашей стране заметно стали чувствоваться негативные проявления всплесков этнической мобилизации, этнотерриториального сепаратизма и экстремизма под религиозными флагами. Добавим к тому территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов. Отголоски этого мы недавно наблюдали на примере дискуссии должностных лиц Чеченской и Ингушской республик об административной границе. В условиях размывания духовных смыслов и ценностей русского и других народов России, проникновения чуждых идей и идеологий, возникла опасность принижения роли отечественной традиции и культуры как главной основы воспитания патриотизма личности.

В последнее время многие наши граждане стали острее ощущать не только свою национальную, но и религиозную идентичность. А ведь Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных и поликонфессиональных государств в мире. На нашей территории, по данным переписи 2010 года, проживают представители 193 этнических общностей. Большинство народов нашей страны формировались в пределах современных границ Российской Федерации, так что они заслуженно считаются коренными российскими народами, сыгравшими историческую роль в формировании государства и культуры. Наша страна не знала, к счастью, межрелигиозных войн, и в этом наша уникальность. Стратегия учитывает и конфессиональный фактор в вопросах гармонизации межнациональных отношений.

Актуальными темами общественно-политических дискуссий сегодня являются проблемы миграции, которая оказалась своеобразным "троянским конем" для российского общества, вызвавшим рост национальной нетерпимости и ксенофобии. Идут острые дебаты о том, что собой представляет российский народ или многонародная российская нация. По сравнению с Концепцией государственной национальной политики образца 1996 года добавились также ответы на вызовы унифицирующего влияния глобализации, кризис политики мультикультурализма в европейских странах, распространения агрессивных идеологий.

Вот почему так важно было сформулировать принципы, цели и задачи государственной национальной политики, предусмотреть меры по прогнозированию, предупреждению и регулированию межнациональных конфликтов и предконфликтных ситуаций. Может быть, впервые делается попытка договориться о глоссарии - что мы понимаем под "национальностью", "мигрантами", "межнациональным конфликтом" и так далее. Ведь в нашем общественно-политическом дискурсе до сих пор есть проблема неоднозначного использования терминов.

Предполагается, и мы очень надеемся, что в результате обсуждения поступит много интересных предложений со всех субъектов Федерации. К слову, после указа Президента России многие регионы заранее внесли свои предложения в проект Стратегии государственной национальной политики, которые были учтены рабочей группой при подготовке документа. Конечно, нельзя объять необъятное. Принципиальным вопросом, на мой взгляд, является оценка состояния межнациональных отношений и эффективность деятельности различных уровней власти.

Межнациональный мир, борьба с экстремизмом невозможны без поддержки гражданского общества, его институтов в лице национально-культурных автономий и других национально-общественных организаций. На них приходится примерно половина всех зарегистрированных некоммерческих организаций. Только национально-культурных автономий насчитывается порядка 800 организаций по 59 национальностям. Тем не менее, следует отметить, что время требует серьезного повышения их активности в решении задач улучшения работы с молодежью, адаптации мигрантов, преодоления языка "вражды и ненависти" в СМИ. Важно также договориться о правилах финансирования государственной национальной политики, привлекать к решению этой задачи не только государственные источники, но и социально ответственный бизнес.

Еще одни важный аспект: приближается день выборов, 14 октября. Политизация этнического фактора резко возрастает в период избирательных кампаний. К сожалению, мы это видели на выборах в Государственную думу. В пылу предвыборной агитации порой используется этническая мобилизация избирателей. Этого нельзя допускать. Важно, чтобы у всех партий без исключения была четкая позиция, направленная на публичное осуждение любых проявлений ксенофобии и расизма.

Конечно, нельзя в одном документе собрать ответы на все вопросы многонациональной России. По-видимому, исходя из духа Стратегии субъекты Федерации, муниципальные образования примут документы с учетом своих этнокультурных особенностей. Так что есть все возможности, чтобы в ближайшее время страна получила базовые основы государственной национальной политики на современном этапе.

[i]Владимир Зорин, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН[/i].

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».