1576

Ко Дню народного единства в Чудове открылись книжные выставки

4 ноября - это официальный праздник согласия и примирения. Почти четыре столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Кузьмой Мининым и воеводой Дмитрий Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы, ознаменовав начало конца так называемому Смутному времени.

В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это - единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.

Наши пра-пра-прадеды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города. Этот день по праву называют Днем народного единства. Этому знаменательному событию посвящена книжная выставка «Герои русской истории», которая работает в межпоселенческой центральной библиотеке города Чудово. На выставке представлена литература о героях того времени - серия ЖЗЛ- Минин и Пожарский, история русского народа, история русской армии, русские полководцы

Также на выставке «Новгород Великий в веках» в читальном зале библиотеки представлены книги, рассказывающие о памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, где представлена группа царя Михаила.

«Слева от него Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Пластический образ самого Михаила получился довольно бледный, невыразительный. И не случайно: то был государь, ничем значительным себя не проявивший. Микешин М. не мог, разумеется, не изобразить родоначальника правящей династии, но отодвинул его вглубь композиции. А на первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Он как бы ограждает от врагов страну, только что оправившуюся от великой смуты. Это очень сильный, энергично выполненный образ, один из лучших в верхней части композиции памятника. Козьма Минин на коленях подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха. Это сознательное нарушение Микешиным исторической достоверности. Ни Минин и ни кто-либо иной из числа "третьего сословия" не вручал государю при коронации символы царской власти. Художник явно желал здесь выразить мысль, что только та власть сильна, которая опирается на народ и видит в нем свою опору. В образе коленопреклоненного Минина нет и следа униженной покорности; напротив, он исполнен достоинства и значения исполняемого долга. В его лице, во всей его фигуре чувствуется какое-то напряжение, скрытая тревога: он надеется, что государственная власть даст России долгожданный мир и покой, он тревожится об этом».