1567

Как возвращают к жизни утраченные шедевры в реставрационной мастерской музея

Слушатели Летней школы реставрации монументальной живописи, которая начала работу в Новгородском музее-заповеднике в июле 2014 г., посетили реставрационную мастерскую музея.

Мастерская, созданная более десяти лет назад при непосредственном участии Татьяны Анатольевны Ромашкевич, занимается фрагментами Нередицких фресок (систематизация, обработка, реставрация, подборка, монтаж с последующей установкой на стену храма – так была смонтирована собранная часть «Ктиторской композиции»). Эта же мастерская ведет обработку и систематизацию всей археологической части руинированных фрагментов, хранящихся в фонде музея.

Т.А. Ромашкевич, художник-реставратор Новгородского музея-заповедника, руководит реставрацией живописи церкви Спаса Преображения на Нередице с 1985 г. Этот храм был построен в 1198 году по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича, внука Мстислава Великого, и при участии новгородского архиепископа Мартирия. Фресковая роспись церкви Спаса, исполненная в 1199 году, до своей гибели в 1941-1943 гг. представляла наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Все стены, столбы, своды, арки и купол храма были сплошь покрыты фресками отличной сохранности. Данный памятник, благодаря своей сохранности, давал возможность понять декоративную систему росписи в целом, не прибегая к теоретическим реконструкциям и домыслам.

В результате артиллерийского обстрела в 1941-1943 годах церковь Спаса на Нередице была превращена в руину. От всемирно известной фресковой живописи уцелели лишь жалкие фрагменты. В послевоенные годы по старым чертежам удалось восстановить разрушенные верхние части стен, своды и купол. Во время обследования и разборки руин Нередицы, уже с 1944 года обнаружились первые фрагменты разрушенной живописи. С 1985 по 1991 годы при понижении грунта вокруг памятника из отвалов строительного мусора было извлечено большое количество фресок. Т.А. Ромашкевич непосредственно занималась разработкой методики реставрации руинированной живописи, систематизацией и подборкой ее фрагментов. Результатом этих работ стало возвращение в 2008 году в интерьер восстановленного памятника знаменитой ктиторской композиции. Площадь композиции составляет около 2,5 квадратных метров. Всего площадь фресковой живописи, выполненной неизвестным автором, составляла около 300 квадратных метров.