В Великом Новгороде планируют построить археологический центр

В Великом Новгороде музей-заповедник начинает проектирование строительства хранилища для археологических находок, которое в перспективе может стать археологическим центром с лабораториями для исследователей. Об этом вчера, 26 июля, в День бересты, на Троицком раскопе заявил руководитель Центра по организации и обеспечению археологических исследований новгородского музея-заповедника Сергей Трояновский.

— До сих пор фонды археологии, составляющие львиную долю музейной коллекции, теснятся в неприспособленных архитектурных памятниках кремля. Поэтому здесь начнется проектирование, и в перспективе появится большой археологический центр, в котором будет хранилище для индивидуальных находок — их больше 160 тысяч — и необходимые лаборатории. Мы начинаем этот процесс, Министерство культуры выразило намерение поддержать уже в этом году. Есть надежда, что рядом с кремлём будут строиться не только коттеджи или новомодные особняки, но появится то, что городу необходимо — хороший археологический центр. Продолжением этого проекта может стать строительство настоящей усадьбы новгородского боярина. Она станет украшением этого комплекса. Если уж в Любытино построена Славянская деревня, то почему бы в Новгороде не завершить то, что уже давно планировалось, — сказал Сергей Трояновский.

В этом году на Троицком раскопе не найдено берестяных грамот, так как исследуются слишком ранние для этого слои. А раскоп на ул. Большая Московская принес восемь берестяных текстов.

— Одна из грамот довольно загадочная, и однозначной интерпретации не имеется. Это не вполне грамота: на куске бересты изображена своего рода «ёлочка». Читаются буквы, но очевидно, что это не слово. Единственная возможность заключается в том, что это цифры: числа 8, 70, 20 и 30. Вполне возможно, что это не случайные цифры, поскольку сложив их вместе, мы получаем число 128 — ровно столько единиц заключает такая редкая весовая единица как ансырь. Он использовался для взвешивания только одного материала, самого легкого, — шёлка. Возможно, грамота представляет собой запись распределения, например, по цветам: столько-то синего шелка, столько-то зеленого — всего один ансырь, — объяснил член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус.

На фресках, найденных в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря, исследователи обнаружили целый комплекс летописных поминальных записей.

— Текст уникальный по своей подробности и, конечно, имеющий исключительное историческое значение. На одной плоскости перед нами торжественная официальная запись о смерти детей князя Ярослава Владимировича, о смерти архиепископа и посадника. Работа с этими фрагментами еще сулит много нового. Не все они пока извлечены из земли. Возможно, ближайшие дни принесут ещё какие-то фрагменты, которые позволят более полно восстановить эти надписи, — прокомментировал Алексей Гиппиус.

Для работ по разгрузке фрагментов фресок в Георгиевском соборе реставраторы привлекают волонтёров. По словам старшего научного сотрудника Института археологии РАН по научной работе Олега Олейникова, на ул. Б. Московская раскопками занимаются от 20 до 30 человек, но волонтёры на раскоп работать не приходят.

— Волонтёры к нам не идут: очень тяжелые условия. Мы работаем с восьми утра до одиннадцати вечера, и волонтёрам мы можем предложить только какую-то лёгкую работу. У нас нет перерывов и выходных, на Троицком более щадящий режим, нет спешки. <...> Недавно мы разбирали подполье начала XIV века, в котором обнаружено большое количество целых горшков. Они обычно в разбитом состоянии, а тут целые стояли внизу. Нашли там около десяти ключей этого периода. Почему-то из подполья очень сильно аммиаком пахнет, не знаю, в связи с чем, впервые такое. Надеемся, что сейчас пойдут монеты, — сообщил корреспонденту интернет-портала «Новгород.ру» Олег Олейников.

За сезон археологам нужно раскопать площадь в триста квадратных метров на семь метров в глубину. Уже выполнено две трети работ.