2000

Выступление Ю.И.Бобрышева на ежегодной городской педагогической конференции

26 августа 2014 года

выступление мэра Великого Новгорода

Юрия Ивановича Бобрышева

на городской научно-практической конференции

«Новгородское образование: новые вызовы – новые решения – новые высоты»

Ю.И.Бобрышев:

"Уважаемые педагоги, дорогие ветераны сферы образования, присутствующие! Осталось всего несколько дней до первого дня нового учебного года – 1 сентября. Сегодня перспективы развития Великого Новгорода, в значительной степени, определяются процессами, связанными с реализацией эффективных стратегий в таких областях как образование, физическая культура и спорт, культура и молодежная политика, здравоохранение и социальная сфера. Современная социально-экономическая и культурная ситуация характеризуются изменениями роли и значения человека в общественном развитии. Знания, опыт, нравственное и физическое здоровье личности приобретают значение ключевого фактора позитивных изменений и прогресса в обществе, ориентированном на устойчивое развитие и создание достойных условий жизни для каждого жителя города. Благосостояние общества все более определяется уровнем образования граждан, их способностью к продуктивному профессиональному труду, стремлением к поддержанию и укреплению своего здоровья. Без адекватного образования и необходимого уровня физического развития ни один человек не в состоянии обеспечить своего активного участия в социальных процессах и реализовать собственные жизненные планы.Вот почему, образование сегодня – это самая интеллектуально емкая отрасль экономики нашего города. Оно играет системообразующую роль в развитии человеческого потенциала и в этой связи является одной из ключевых проблем, от решения которой зависит успех всех проводимых в городе социально-экономических преобразований.Вряд ли, кто-либо сегодня не согласиться с этим.На пороге новый учебный год. Стало хорошей традицией - в канун нового учебного года подводить итоги, определять перспективы. 1 сентября 2014 года распахнут свои двери 31 общеобразовательная организация более, чем для 20 тысяч новгородских школьников, 56 дошкольных образовательных организаций - более, чем для 14 тысяч ребятишек. А для педагогических коллективов центров дополнительного образования, спортивных, музыкальных, художественных школ начнется ответственная пора по завершению комплектования своих учреждений, чтобы так же организованно начать новый учебный год. Сеть образовательных организаций Великого Новгорода позволяет сегодня каждому жителю, родителям и детям осуществить реальный выбор: · образовательных организаций и форм получения образования;

· профилей и уровней обучения;

· программ и учебников;

· содержания и форм дополнительного образования.

Нельзя обойти стороной и тот факт, что большая половина новгородских школьников в настоящее время занимается по инновационным программам и альтернативным учебникам, в том числе в классах с углубленным изучением предметов и в профильных классах, созданных во всех образовательных организациях Великого Новгорода.На территории нашего города находятся государственные образовате­льные организации, которые расширяют спектр предоставляемых образовательных услуг юным новгородцам: школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивной направленности,специальные (коррекционные) учреждения, реализующие образовательные программы по получению образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, организации профессионального образования всех уровней.Образование как социальная система не ограничивается только учреждениями и организациями образования. В Великом Новгороде выстраивается многомерное и управляемое воспитательное пространство, созданное по принципу межведомственного взаимодействия, развивающееся по законам программно - целевого управления. Успешно выполненный Комплекс целевых программ по реализации Концепции развития системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде «Содружество» обеспечил объединение усилий всего городского сообщества по решению проблем воспитания детей. Я с уверенностью могу сказать, что Великий Новгород – это территория партнерского взаимодействия.Образовательная сеть города развивается с учетом социокультурных особенностей и потребностей экономики городского округа, образовательных запросов населения и демографических процессов.В Великом Новгороде созданы эф­фективные механизмы управления системой образования. Экономичес­кие механизмы направлены на стимулирование деятельности образовательных организаций, педагогических и управленческих кадров, на эффективное использование бюджетных средств и развитие внебюджетной де­ятельности. Средства идут за учеником и воспитанником, в обмен на обязательства, уровень заработной платы и стимулирование деятельности работников сферы образования зависят от конечного результата. Общественность все активнее включается в процессы управления образованием, населением предъявляются более высокие требования к качеству образования, формируется родительский запрос к системе образования. Уверен в том, что, повышая качество образования, мы улучшаем качество жизни населения Великого Новгорода. Великий Новгород исторически считается колыбелью российского просвещения. Ведь первая русская школа была открыта именно в нашем городе, в 1030-м году, Ярославом Мудрым. Это обязывает современные образовательные учреждения областного центра держать высокую планку. Поэтому администрация Великого Новгорода уделяет много внимания созданию необходимых условий, обеспечивающих доступность качественного образования для всех категорий детей, развития их способностей и талантов. Неслучайно, более 40% бюджета Великого Новгорода составляет бюджет образования.В системе образования города работает 4953 человека, из них – 2705 педагогических работников. За последние годы прибыло около 300 молодых специалистов, что, не может не радовать (более 11 % всего педагогического состава). Сложилась система адаптации и закрепления педагогических кадров. Педагоги до 35 лет составляют 22 % в общеобразовательных организациях, 38 % – в дошкольных. Работающих пенсионеров – 16 %. Благодаря творчески работающим педагогам успехи новгородского образования неоспоримы. Нам есть, чем гордиться:среди муниципальных образований Новгородской области по уровню результативности деятельности отрасли образования Великий Новгород на протяжении последних 9 лет занимает первое место, в том числе и по итогам 2013-2014 учебного года;средний балл выпускников 2014 года выше среднеобластного по всем предметам, кроме географии. Самый высокий средний балл по химии (69,57), значительно выше прошлогодних средние баллы по русскому и немецкому языкам;среди участников ЕГЭ – 20 выпускников набрали наивысший балл, два выпускника получили по 200 баллов по двум предметам (гимназия № 1). Лидируют по данному показателю гимназии № 1 (6 выпускников), № 4 (4 чел.), «Исток» – 3 100-бальника. Есть 100 баллов по физике (гимназия № 4), 100 баллов по математике (лицей);на протяжении 7 последних лет, (в том числе и по итогам 2013 - 2014 учебного года) Великий Новгород занимает первое место в областном смотре – конкурсе среди Администраций городского округа и муниципальных районов в части работы в сфере развития физического воспитания учащихся,в областных спартакиадах школьников городские ученические команды постоянно занимают первые места; средний уровень физической подготовленности обучающихся 1–11 классов составляет 33,18, что значительно выше среднеобластного показателя;педагоги с высшей и первой квалификационной категорией составляют 87%;в 2013 году победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стали 14 учителей Великого Новгорода, это почти 60% от общего числа лучших учителей Новгородской области.Нельзя останавливаться на достигнутом, нам с вами предстоит еще много дел:завершить внедрение федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях обучения;сохранить уровень средней заработной платы педагогических работников школ и детских садов, постепенно повышая уровень заработной платы педагогов дополнительного образования и различных категорий вспомогательного персонала;обеспечить с 1 января 2015 года реализацию профессионального стандарта педагогических работников и Концепции дополнительного образования, продолжить мероприятия, направленные на укрепление и развитие материально-технического состояния всех учреждений. На данные цели в 2014 году выделены средства: более 21 млн. рублей на ремонтные работы; на открытие новых групп в 16 детских садах города будет израсходовано более 97 млн. рублей, что позволит дополнительно создать 461 место; почти 7 млн. на первичные меры пожарной безопасности; 10 млн. 470 тыс. рублей на развитие туристического центра (в т.ч. введение в эксплуатацию первой и второй очереди детской гостиницы «Ганзейский дворик» на 94 места); более 8 млн. руб. – на ремонт прогулочных веранд для дошкольников; 4 млн. руб. – ремонт ограждений; создать базовую школу для работы с одаренными детьми, расширив спектр её деятельности работой Центра дополнительного образования технического творчества;продолжить создание условий по обеспечению доступной среды для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. С 2012 года Великий Новгород участвует в реализации Государственной программы «Доступная среда». Перовначально участниками были – гимназия «Новоскул» и школа № 34, позднее к ним присоединились – гимназии № 4, «Квант», «Исток», школа № 23; в 2014 году - школы № 22,31, 17, гимназия «Эврика». На эти мероприятия из бюджетов разных уровней выделено более 6 млн. руб. В настоящее время данную проблему решают большинство школ города: внедряют здоровьесберегающие технологии и технологии инклюзивного обучения, во всех ОУ установлено видеонаблюдение на входе, реконструированы входные группы;тщательно продумать и более активно осуществлять мероприятия по развитию детского образовательного туризма и многое другое.Но, при всех успехах нашего образования, при всех заслуженных наградах и реальных показателях, есть один параметр, который в этом году новгородскому образованию, к сожалению, не удалось выдержать. Общеизвестно, что чем выше уровень предоставляемых услуг, тем выше требовательность, тем выше запросы общества. Новгородская область в текущем году заняла 80-е место в России по удовлетворенности населения качеством образования. Я прежде всего это отношу к себе, потому что Великий Новгород – это областной центр, у нас живет более 40% населения области, город – это 60% экономики области, поэтому и среди неудовлетворенных образованием родителей, естественно, больше всего наших горожан. Одна из причин такой оценки нашей с вами работы, считаю, недостаточная информированность населения о том за какие дополнительные образовательные услуги берутся средства, какие ремонтные работы и на какие средства проводятся и т.п. Вся информация должная быть не просто открытой, а доведенной до родителей, благо сейчас у каждого есть и возможность доступа в интернет, и родительские собрания, информационные доски в школах никто не отменял. А чтобы наше население видело перспективу развития образовательных учреждений, нужно создать Паспорт каждого образовательного учреждения, который бы отражал реальную перспективу его развития на 5 лет. Т.е. какие новые или иные образовательные программы, методики у данном учебном заведении будут в перспективе, в каком году запланирован ремонт кровли, в каком покупка мебели для какого класса, сколько потребуется новых педагогов, зная, что кто-то планирует уйти на пенсию и т.д. Этот паспорт – это и задание нам, властям, изыскивать средства, под конкретные мероприятия, первоочередность которых определена на местах.Уверен, что с этой задачей мы справимся, ведь вы, уважаемые работники образования, были и остаетесь элитой нашего общества, которая выполняет важнейшую задачу – воспитание, образование подрастающего поколения. Что может быть важнее? Извините, если в каких-то оценках был несколько резок, но это все рабочие моменты. Для меня, говорю искреннее, дороже учителя, наверное, только мать.Через несколько дней наступит 1 сентября, позвольте поздравить руководителей и педагогических работников с началом нового учебного года, с Днем знаний! Пусть умудренным опытом хватит терпения и здоровья, чтобы поделиться своим мастерством и профессионализмом, а молодежь пусть полюбит свое образовательное учреждение и профессию, которую выбрала, уверен, сердцем."