Транспортный архитектор: нужно разрешить движение на велосипедах в новгородском кремле
В Великом Новгороде транспортный архитектор Сергей Костиков прочитал лекцию «Велосипеды изменяют города». Московский эксперт считает, что в Великом Новгороде велосипедистам нужно разрешить ездить в кремле, набережные превратить в общественные пространства, а улицу Ильина сделать пешеходной.
— Городу нужная цельная система велосипедных дорожек. Любая транспортная система работает только тогда, когда она цельная, и когда она заходит в центр города. Нужно прокладывать велодорожки по максимально комфортным для велодвижения территориям, то есть не вдоль автомобильных дорог, а, скорее, по природным территориям. Например, если взять территории вдоль берегов, то там у велодорожки не будет пересечения с автомобильным транспортом, это будет безопасная велодорожка и достаточно скоростная. Наверное, не очень хорошо, когда в таком городе одно из лучших пространств, то есть прибрежная зона, часто выглядит как заброшенная территория, причем даже возле самого кремля, — сказал Сергей Костиков.
По его словам, на набережных нужно создавать общественные пространства — спортивные и детские площадки, места, где новгородцы могут отдыхать. Архитектор предложил сделать общественную зону и около театра драмы: «Там, где сейчас на машинах катаются. Почти в центре города, у такого объекта иметь то, что в других городах происходит где-то на окраине, в бывшей промзоне, — это как-то не очень нормально».
— По тем же улицам Чудинцева или Людогоща достаточно широкие тротуары, велодорожка для движения в одну сторону там вполне возможна. Вдоль вала есть место, чтобы проложить велодорожку. Если велодорожки пойдут по внутренней стороне Чудинцева и Людогоща, то они выйдут на Софийскую площадь, придется сделать переход, который позволит от здания администрация попадать на площадь. Но происходит совершенно не понятная вещь — почему-то в кремле запрещено движение на велосипедах, смысла в этом действии я так и не понял. Нам важно связать разные стороны города именно в центре. И единственное место, где это можно сделать — это именно кремль. Лучшего места, чтобы связать велосипедные сети, у нас нет, — заявил архитектор.
Костиков считает, что нужно заботиться о приспособлении любого места в городе к велосипедному движению. Понижать бордюры на пересечении тротуаров с проезжей частью, вдоль лестниц делать небольшие желоба, по которым будет удобно везти велосипед.
Пешеходный мост, по его мнению, можно разделить ограждением на две части: одну сделать пешеходной, другую велосипедной. Новгородцы, присутствовавшие на лекции, сказали, что туристы любят фотографировать виды с обеих сторон моста. Они будут перелезать ограждение и заходить на велодорожку.
— Я думаю, что улица Ильина может стать пешеходной, может стать хорошей достопримечательностью города. При этом для движения автомобилей она все равно не используется, там трафик маленький. И есть заезды во все дворы с перпендикулярных улиц, есть параллельные улицы, по которым можно проехать, — сообщил Сергей Костиков.
На лекции московский эксперт сказал, что многие областные центры в России были изуродованы: там спилили все деревья, расширили дороги и сделали парковки. В Великом Новгороде этого не произошло. «Из областных центров Новгород, наверное, один из самых близких к современным европейским городам. Совсем немного нужно, чтобы встать в один ряд с европейскими городами», — уверен Сергей Костиков.