Новгородцам с онкозаболеваниями приходится покупать лекарства за свой счёт

Вчера, 17 июня, общественная палата Новгородской области провела слушания, на которых обсуждались вопросы доступности лекарственных средств. Новгородцы, в том числе и больные онкологией, жалуются, что им приходится самим покупать дорогостоящие препараты.

© Фото из архива интернет-портала "Новгород.ру"
© Фото из архива интернет-портала "Новгород.ру"

Председатель совета Новгородского регионального отделения Межрегионального общественного движения «Движение против рака» Алексей Лихацкий в своём докладе сообщил, что больше всего больные обеспокоены отказами в выписке рецептов на жизненно необходимые лекарства, а также в предоставлении лекарств по уже выписанным рецептам.

По его словам, в новгородской областной клинической больнице человеку был назначен дорогостоящий препарат. Пациент попросил выписать льготный рецепт, но ему отказали.

— Существуют задержки с лекарственным обеспечением. Одна слушательница «Школы пациентов» пожаловалась, что пришла на курс химиотерапии, а ей сказали, что нужного препарата нет: «Купите сами в аптеке». А у пациентки пенсия десять тысяч, может ли она себе такой препарат позволить, большой вопрос. Через десять дней пациентка сообщила, что препарат нашёлся, прокапали, но задержка составила две недели. По словам этой женщины, таких, как она, было около 12 человек, — поделился Алексей Лихацкий.

Также есть трудности с получением обезболивающих препаратов. Полгода назад мужчина не смог получить рецепт и на выходные остался без обезболивающего. Только вмешательство руководителя областного департамента здравоохранения спасло положение.

В ходе слушаний выступил житель Великого Новгорода, который представлял интересы своей онкобольной супруги. Он обратился к присутствовавшим представителям департамента здравоохранения.

— У нас очень дорогие лекарства, дороже, чем в большинстве регионов. Я по поводу того же самого герцептина. Вообще его выписывают, 18 введений. Вы мне отвечаете, что при недостаточном финансировании врачи могут и четыре введения сделать. А дальше что, иди и умирай? Или идти и покупать за свой счёт? 85 тысяч одно введение стоит, — сказал новгородец Андрей.

Семья написала несколько обращений чиновникам, в том числе в департамент здравоохранения и в приёмную Президента.

— Летом 2014 г. мне был назначен курс лечения Герцептина (Трастузумаба), который должен был составлять один год (введение каждые три недели, что составляет 18 введений). В декабре 2014 г. после проведения 4 введений лечение было остановлено, и аргументировано тем, что этого достаточно. Департамент здравоохранения в своём ответе сообщил, что 4 введения производятся при отсутствии достаточных финансовых ресурсов. В свою очередь 17 апреля 2015 г. Президент РФ Владимир Путин в своём выступлении на прямой линии сказал, что лекарства в здравоохранении закуплены на квартал вперед и Министерство здравоохранения не выбирает предложенные им деньги в связи с отсутствием необходимости. Складывается ситуация, что деньги в здравоохранении есть, а мне закончили лечение в связи с их отсутствием, — говорится в письме, направленном в приёмную Президента.

Новгородка также отмечает, что, понимая необходимость продолжения своего лечения, 5 введений сделала за свой счёт, пока в семье не закончились деньги. Но даже с этой потраченной самостоятельно суммы она не сможет получить хотя бы социальный вычет в 13%, так как врачи отказываются выписывать рецепты на требуемых бланках.

Заместитель главврача ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» Владимир Иванченко прокомментировал, что количество введений этого лекарства не повлияет на продолжительность жизни больного. Но и альтернативы этому препарату пока нет, врачи обещают, что в России скоро начнут выпускать такое лекарство.

— Доктор вынужден принимать решение, на что он потратит деньги, которые нам выделяются. На препарат, который стоит миллионы, на одного человека, и я знаю, что за эти деньги я могу пролечить сто человек, безусловно, я не буду на этом скудном финансировании жировать, — сказал Владимир Иванченко.

Он также заявил, что дорогостоящие препараты врачи могут только рекомендовать, а не выписать.