872

Новгородский музей-заповедник открывает новый выставочный проект «1917»

20 января в выставочных залах Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Победы-Софийская, 2) начинает работу выставка «В. Сварог. Диктатура времени. Живопись, графика». Этой выставкой Новгородский музей открывает новый выставочный проект «1917», посвященный 100-летию Февральской буржуазной и Великой октябрьской социалистической революций, которые коренным образом изменили Россию. На выставке представлено более ста произведений живописи и графики 1916 – 1940-х годов, сообщает http://novgorodmuseum.ru

Творчество Василия Сварога передает своеобразие времени и сложность взаимоотношения художника и власти. На его примере можно продемонстрировать характерную особенность творческой жизни 1920-х – 1940-х годов, ее двойственность: откровенный официоз и лиризм, политическую ангажированность и стремление сохранить нетронутой частную жизнь.

Коллекция произведений В.С. Сварога составляет ядро картинной галереи художников-земляков в Старорусском филиале Новгородского музея-заповедника и является одной из крупнейших в стране. В ней нашли отражение все стороны творчества художника. Прежде она никогда не экспонировалась в Великом Новгороде. Работы, представленные на выставке, подарены родному городу (Старой Руссе) по завещанию художника его семьей.

Выставка будет работать по 6 марта.

ДЛЯ СПРАВКИ

Василий Семенович Сварог (Корочкин) родился в 1883 году в Старой Руссе. Художественное образование получил в Петербурге, в Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Стиль В.С. Сварога-живописца сформировался под воздействием русского живописного реализма рубежа XIX – XX веков. Особенно сильное влияние на молодого художника оказал И.Е. Репин и представители «Союза русских художников» – И.Э. Грабарь, К.А. Коровин.

В живописи мастера можно выделить два основных периода. Ранний – 1910-е – 1920-е годы – связан с Петербургом и Старой Руссой. Произведения этого времени – «Старая Русса. Рогачевка», «Портрет Васи Ушакова», «Дети», «Портрет Казариновой» – отличаются сдержанностью колорита, выразительностью деталей, точностью психологических характеристик и глубоким лиризмом.

Новый период творчества В.С. Сварога начинается в 1929 году после переезда в Москву. Здесь он создает десятки огромных полотен с изображением вождей революции: «Товарищи К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА», «Товарищ Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) в Кремле», «Товарищ Сталин и стахановки». Эти работы принесли ему официальное признание и материальное благополучие. При всей их конъюнктурности они были выполнены профессионально и вполне искренне. В.С. Сварог стал одним из летописцев сталинского времени. Эти произведения до сих пор хранятся в центральных музеях, в запасниках Министерства культуры Российской Федерации. Они – часть нашей истории. В собрании Новгородского музея-заповедника таких масштабных произведений нет. Это объясняется тем, что в фонды музея попали картины из частных коллекций. Их дарили специально для старорусской галереи художников-земляков. Но актуальная для того времени тематика отразилась в небольших этюдах: «Шлюпочный поход жен командиров…», «Первомайская демонстрация», а также в серии, связанной с биографией К.Е. Ворошилова и в графике.

Однако, лучшее, что было создано В.С. Сварогом в 1930-е – 1940-е годы в живописи, не связано с доктриной социалистического реализма, а отражает личные художественные пристрастия мастера, его глубокое знание традиций русского искусства «серебряного века». Именно такие произведения привлекают нас в старорусской коллекции. Это портреты и интерьеры. Они удивительно свободны, насыщены воздухом, богаты игрой света. Нередко при кажущейся идиллии в них ощущается драматизм времени, преодолеваемый творческой волей художника, его верой в спасительную силу искусства.

Наиболее интересно и разнообразно представлено творчество Сварога-графика. Свой пусть в искусстве художник начал как рисовальщик, умевший быстро и точно передать сущность события. Он работает в революционных журналах «Пулемет», «Зритель», «Волшебный фонарь». Сотрудничает с крупными иллюстрированными еженедельниками и ежемесячниками – «Солнце России», «Аргус», «Всемирная панорама», «Нива», «Огонек». Интерес к печатной графике сохранился у В.С. Сварога и в советское время. Великолепные обложки к журналу «Красная панорама», десятки иллюстраций к произведениям различных авторов свидетельствуют о расцвете его таланта. Репортерские качества художника нашли широкое применение в газетах 1930 – 1940 годов. Его официальные, но удивительно выразительные рисунки для центральной прессы – «Сталин и летчики на Красной площади», «Челюскинцы на Красной площади» – и сейчас привлекают внимание точностью передачи «духа времени» эпохи сталинского социализма. Эту же тему художник раскрывает и в серии работ о Красной Армии в репортажах из совхоза «Гигант». На основе точной натурной зарисовки художник создавал обобщенно-монументальные образы рабочих или командиров производства.

Официальная часть творчества не мешала, а может быть, и способствовала раскрытию выдающегося дарования Сварога-акварелиста. Художник мастерски владел этой сложной техникой. Взволновавшие его ландшафты, отдельные выразительные мотивы южной природы, живописные уголки столицы и других городов, натюрморты и интерьеры получают вторую жизнь в легких, наполненных воздухом и солнцем, кажущихся незаконченными акварелях.

Особое место в акварельном наследии художника занимают портреты. Это огромная галерея современников – артистов, музыкантов, ученых и писателей, составляющих творческую элиту своего времени. В.С. Сварог был не только талантливым художником, но и одаренным музыкантом. Его любовь к музыке, ее живое ощущение воплощались в гармонии легких акварельных пятен, рождавших впечатление льющейся мелодии или строгого созвучия аккордов. Недаром среди лучших работ художника – портрет гитариста с мировым именем Сеговии, натюрморты и интерьеры с изображением музыкальных инструментов.