1002

Пётр Волков поделился воспоминаниями о военном детстве со студентками Политехнического института

С Почётным гражданином Великого Новгорода Петром Васильевичем Волковым встретились представители добровольческого объединения «Патриот» Политехнического института НовГУ Надежда Григорьева и Анастасия Семенцова. Пётр Васильевич рассказал студенткам о военном детстве, о своей нелёгкой, но яркой творческой жизни в послевоенное время:

«Родился я в 1931 году в деревне Вычерема Любытинского района Новгородской области. Когда началась Великая Отечественная война, мне было 10 лет, и я хорошо запомнил тот воскресный день 22 июня 1941года.­­ Казалось бы, ничто не предвещало беды. В нашей деревне тогда не было ни электричества, ни радио, поэтому о начале войны мы узнали только во второй половине дня.

Приехал представитель из района и сразу вручил повестки всем мужчинам от 18 до 60 лет. Уже 23 июня мы их провожали на фронт. В числе новобранцев был и мой отец. В деревне остались только женщины, старики, дети.

Моей матери было тогда всего 30 лет. Мы остались втроём: мама, я и моя сестра, старше меня на 2 года.

Фронт двигался и почти дошёл до нашей деревни. Это в 30 км от Малой Вишеры. А в 5-и километрах от нас был аэродром. Поэтому мы, ребятишки, часто наблюдали воздушные бои. Глядя в небо, громко кричали:

«Дай ему! Дай!».

К счастью, ни одна бомба в деревню не попала, хотя лес и все окрестности бомбили часто.

Какое это было трудное время! Страна жила под лозунгом:

«Всё для фронта, всё для победы!»

Родина-мать звала, просила о помощи. Мы, подростки, наравне со взрослыми трудились в родном колхозе. Делали всё, что нам поручали. По-иному и быть не могло. С 13 лет я умел пахать, косить, выполнял почти любую крестьянскую работу.

В начале войны мать избрали бригадиром, поэтому мне доставалось больше всего. Вот пример.

Летом надо пасти коров, овец, коней. Днём пасти нельзя – заедают слепни, комары, поэтому пасли ночью. А фронт приближался. Волки и медведи двинулись в нашу сторону. Пастуху нужен был подпасок, чтобы отпугивать хищников. А в подпаски никто не шёл, до седьмого пота все работали днём и очень уставали.

У отца до войны было ружье, но всё оружие, которое было в деревне, заставили сдать и забрали на войну. Медведей мы боялись меньше, а чтобы отпугивать волков, я брал дома небольшой отцовский топорик, шёл и стучал по нему молоточком. Раздавалось звонкое эхо, и волки не нападали на овец. Днём я работал в поле, а ночью шёл пасти коров. Отдыхать было некогда.

Другой пример. Зимой, до обеда, я был на занятиях в школе. Пока светло, учил уроки. А потом мать опять:

«Петенька…».

И я возил на скотный двор сено коровам и лошадям.

Летом не только в войну, но и до конца 40-х, колхозы выполняли госпоставки. Районный центр находился в 20 километрах. Нам, подросткам 13- 15-и лет надо было запрячь лошадей, погрузить на телеги мешки, каждый по 60 кг, и свезти их в «Заготзерно».

Там, в сарае, лежала широкая доска. Ребята, бывало, помогут поднять на плечо такой мешок, и ты, подросток, качаясь, идёшь по этой доске, поднимаешься до конца, высыпаешь зерно. И так несёшь каждый раз мешков по 6.

Точно так же сдавали сено. Привозили громадный воз сена. Его надо было перебросать вилами и сметать скирду, да так, чтобы её не разметало ветром и насквозь не промочило дождём.

Во время Великой Отечественной войны от этого непосильного детского труда я заработал двустороннюю паховую грыжу, которая беспокоит меня до сих пор. Военное время запомнилось как очень трудное. Наша деревня не была оккупирована, но фронт находился на расстоянии 30 км, и мы, конечно, слышали звуки боёв.

Маловишерский и Любытинский районы разделяют топкие Фальковские болота, в ширину и длину километров по 20. Немцы въехали в эти болота на мотоциклах и дальше продвинуться не смогли. Поэтому наша деревня и все остальные деревни Любытинского и Боровичского районов избежали оккупации.

Весь собранный урожай, а часто даже предназначенный на трудодни, сдавали государству. Элеваторов не было, а был просто большой сарай. Условий для хранения и просушки не было. Позже мы узнали, что много хлеба сгнивало, выдавать на заработанные трудодни было нечего.

Колхозники выживали только за счёт своего подсобного хозяйства. Был огород , 25 соток, там сажали картофель, другие овощи. У каждого колхозника, естественно, была корова. Семья должна была сдавать государству в год 400 литров молока, 360 кг картофеля (6 мешков). Если появлялся телёнок, его обязательно сдавали на мясо государству. Сами мы мяса практически не видели. Ну, разве что у кого-то были овцы или куры, их не сдавали.

Питались мы очень плохо. Настоящего хлеба не видели. В тесто добавляли турнепс, картошку, разную дикорастущую траву. И как видите, выжили. Я дожил до 85 лет.

Моя сестра так же, как и все остальные сельчане, трудилась не покладая рук. С раннего утра и до заката солнца

Я хорошо помню солнечный день 9 мая 1945 года. У директора школы был так называемый детекторный радиоприёмник, не громкоговорящий, а с наушниками и большой антенной. Вот директор и услышал, что война закончилась. В Вычереме была центральная усадьба, там были почта, сельсовет. Сразу же всех учеников собрали около сельсовета и сообщили о долгожданной Победе.

Мы все плакали. Сколько всего пережили за годы войны! Мой отец был контужен, но с фронта вернулся живым. Большинство мужчин из нашей деревни погибли. Деревня у нас была большая. Ушли воевать человек 20-30, а вернулись человек 5.

В 1947 году я окончил семилетку. Потом еженедельно топал за 20 километров в Любытинскую среднюю школу. Учиться мне было сложно, потому что там ученики уже с 5-го класса изучали немецкий язык, а у нас его не было. К тому же, когда я учился во 2-м классе, школа в нашей деревне сгорела, и всё, что было в кабинетах физики и математики, тоже сгорело. Поэтому несложно представить, на каком уровне проходило обучение. Я был плохо подготовлен, и нужен был титанический труд, чтобы всё это наверстать и преодолеть. А ведь только что закончилась война. Была карточная система, разруха, голод.

В Любытине я жил на частной квартире, в субботу отправлялся домой. Из Вычеремы только я один учился в средней школе. Вначале ходили ещё 3 девушки, но скоро бросили. Потом из них кто в мед. училище, кто в пед. училище поступил. Я один сумел выдержать все испытания и окончить десятилетку.

Поступать после школы в гражданское учебное заведение я не мог. У родителей не было возможности меня содержать. Сестра училась в медицинском институте, помогать надо было ей.

Поэтому я поехал в Ленинград поступать в военное училище. Но меня не взяли - подвело зрение. Вернулся домой, и директор школы предложил мне вести во всей школе уроки физкультуры, а в 5-м классе ещё математику и рисование. Так я встал на учительскую стезю. Мне понравилось. Надо было работать, выживать самому и помогать сестре.

В 1951 году я поступил в Новгородский учительский институт, который окончил с отличием. «Красный» диплом давал мне право преподавать физику в старших классах. Обычный диплом годился только для семилетки. Сначала меня распределили в Любытинскую среднюю школу.

Когда на базе Учительского института в Новгороде был открыт институт Педагогический, я в 1958 году окончил физико-математическое отделение Новгородского педагогического института. И тоже получил бы диплом с отличием, но помешала одна лишняя «четвёрка» - по психологии.

Один год я проработал на кафедре старшим лаборантом и, по совместительству, учителем физики в 8-й школе, которая считалась базовой. Там я сразу приобрёл авторитет, и директор мне предложила: «Переходи к нам. Комната для тебя есть, напротив школы».

Я в это время как раз женился. С женой мы знакомы с детских яслей. Она училась в Ленинграде, окончила Педагогический институт по специальности «история». Ей тоже дали работу в школе. Таким образом, я перешёл в среднюю школу № 8. В 1965 году стал её директором.

В этом же году, согласно постановлению правительства, школа стала экспериментальной площадкой Академии педагогических наук и Министерства просвещения по использованию технических средств в учебном процессе.

В 1967 году на базе школы прошла Всероссийская научно-практическая конференция. В течение 2-х дней мы давали открытые уроки. Это сейчас директора школ не ведут уроков, а я вёл уроки. Я считаю, что директор школы должен быть примером, образцом во всём.

На конференции присутствовали в основном руководители образовательных учреждений. Они впервые на уроках физики увидели автоматизированный класс и были поражены, что вначале это всё было придумано... кружковцами. Эти мои ученики были настоящими вундеркиндами.

Школа, конечно, была необычная. Она была расположена в микрорайоне, где жили руководители партийных и советских органов. И учителя были необычные. Поэтому директора всех крупных предприятий отдавали в 8-ю школу своих детей, даже если жили в других районах города.

Многие выпускники стали потом докторами наук, профессорами. Работают во многих столичных вузах. А я постоянно участвовал в так называемых Всесоюзных педчтениях. Мы, педагоги, общались между собой, изучали педагогическую литературу. Я читал журналы «Наука и жизнь», Знание - сила». Всё это читали и мои кружковцы, задавали мне вопросы. Они умели не только обращаться с паяльником, но и занимали первые места на олимпиадах самого высокого уровня.

Мне было 32 года, когда мне присвоили звание Заслуженного учителя. К тому времени я уже подготовил кандидатскую диссертацию. В аспирантуре не учился, степень получил на правах соискателя. Защищал диссертацию в Москве, в Академии педагогических наук. А до защиты сдавал кандидатские экзамены. Диссертацию я подготовил, ещё работая учителем, а защитил, уже став директором.

Я считаю, что учитель физики, да и любой другой учитель, должен обязательно заниматься внеклассной работой, вести кружок для ребят, которых сумел заинтересовать, увлечь своим предметом. Надо довести их до высокого уровня не только в пределах урока, школьной программы, но и за её пределами.

Придя на работу в школу, я сразу же организовал кружок. Я для этого был неплохо подготовлен. Ещё, будучи студентом Новгородского учительского института, я посещал радиоклуб и получил специальность радиомастера. Кстати, одновременно ещё и подрабатывал, занимаясь репетиторством. Я всё успевал.

С большой благодарностью часто вспоминаю директора завода, который шефствовал над нашей школой, славный коллектив учителей, учеников, помощников-родителей, которых тоже было немало. Да, гремела школа № 8 в те былые времена. Работу её коллектива знали не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

Когда наша школа стала экспериментальной, её надо было оснащать техникой. Мне, скажем прямо, повезло: над школой взял шефство богатый полупроводниковый завод.

Автоматизированные классы с хорошо составленными тестовыми заданиями позволили решить проблему второгодничества по основным предметам. Когда я стал директором школы, то на общем собрании родителей и учеников, сказал:

«Сделаем среднюю школу № 8 лучшей в Новгородской области».

И мы это сделали. Я не случайно сказал, что школу знали во всей стране и за рубежом. В 1960 году проходил в Большом кремлёвском дворце 1-й Всероссийский съезд учителей. Я в 29 лет был избран делегатом съезда. К съезду была подготовлена выставка: «Достижения советской школы и в том числе технического творчества». Отобрали экспонаты только из 4 школ: 2-х московских, ленинградской и новгородской. Мы представили автомат подачи звонков, автомат продажи тетрадей, программное устройство и транзисторный радиоприемник".

В 1967 году по результатам соревнования средняя школа № 8 заняла первое место в области и была награждена памятным Красным знаменем на вечное хранение. А имя директора школы Пётра Васильевича Волкова занесено в Почётную книгу трудовой славы Новгородской области.

"Меня иногда спрашивают:

«Почему вы остановились на кандидатской диссертации? У вас же столько материала! Могли бы докторскую защитить».

Мог бы. Но, когда стал работать, проректором, затем ректором института, то пришлось выбирать: либо работа по-настоящему, либо диссертация. Я выбрал работу. Мне достаточно. Я профессор».

С 1967 по 1988 год П.В. Волков работал заведующим кафедрой физики, деканом физико-математического факультета, проректором по учебной работе, ректором Новгородского государственного педагогического института. Затем до 1998 года был профессором кафедры общей и экспериментальной физики НовГУ им. Ярослава Мудрого. Среди его учеников – учителя физики и математики, директора школ, кандидаты и доктора наук, вузовские преподаватели.

В 1995 году «за многолетний добросовестный труд, большой вклад в дело образования молодого поколения города Новгорода, успехи в подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений города» П. В. Волкову присвоено звание Почётного гражданина Великого Новгорода. В июне 2016 года ему исполнилось 85 лет.

Пётр Васильевич продолжает:

«Жил я раньше в самом центре города - «на 5 углах». Там была большая квартира - 90 квадратных метров. Когда в 2011 году умерла жена, мы остались вдвоём с дочерью. Зачем нам такая квартира, верно? К тому же на 4-й этаж дома «сталинской» постройки мне уже было трудно подниматься. Поэтому я решил, что надо выбрать более спокойное место.

Видите, какое здесь прекрасное место? Везде зелень, я могу выйти погулять. Рядом 13-я школа. Там работают учителями мои ученики. Я иногда захожу к ним, консультирую. Ремонтирую женщинам приборы. У них даже паяльника нет. У них ничего нет.

Мне ещё задают такой вопрос:

«А чем вы сейчас занимаетесь?»

Я отвечаю: «А всем! Ремонтирую все электроприборы, начиная от фена и кончая тостером. Бесплатно. Поэтому имейте в виду. У знакомых много машин, ко мне часто обращаются с аккумуляторами. У меня тут своя небольшая лаборатория. Я всё время занят творческой работой. Я после смерти жены 3,5 года был в депрессии. Ни с кем не встречался. Дочь даже телефон городской не поставила. Сменила мобильный, чтобы никто не звонил и не тревожил. А потом, благодаря моим ученикам, уже давно коллегам, в апреле прошлого года я вышел на улицу

Живу я с дочерью. Она кандидат педагогических наук, окончила аспирантуру в университете имени Герцена в Ленинграде. Сейчас преподаёт в медицинском колледже. У меня 3 внучки и 1 внук, 6 правнуков».

На прощанье хозяин обратился к гостям:

«Ну что, милые, я желаю вам, конечно, здоровья, его ни за что не купишь. Потеряв, потом не приобретёшь. Поэтому, первое, здоровья вам! Второе (это уже совет), - почитайте и берегите своих родителей. И, конечно, желаю успехов в учёбе. Я никогда студентам не говорил «отличных успехов». На «отлично» не все могут учиться. А успешно учиться может каждый».

Планируя встречу с Петром Васильевичем, мы хотели услышать рассказ о войне. Но, пообщавшись с человеком исключительного жизнелюбия и редкого обаяния, в котором мудрость удивительным образом сочетается с непосредственностью и восторженным взглядом на мир, мы решили сохранить весь материал.

Фото Анастасии Семенцовой.

Надежда Григорьева, Анастасия Семенцова, Булгакова А.Ф - руководитель добровольческого объединения «Патриот» Политехнического института НовГУ.