879

Новгородский музей-заповедник покажет частную коллекцию игральных карт

3 марта в 16 часов в выставочных залах здания Присутственных мест (Кремль, 4, 1 этаж) Новгородского музея-заповедника открывается выставка «Тройка, семёрка, туз», сообщает http://novgorodmuseum.ru

На выставке представлены игральные карты разных стран и эпох, а также предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, литературные произведения XIX - XX веков, представляющие карточную игру и ее атрибуты. Экспонируются карты стран Европы, Америки и Азии, выпущенные как известными карточными фабриками-монополистами, так и более мелкими мануфактурами, которые существовали непродолжительное время. Основной состав выставки представлен частной коллекцией Сергея Гормина (около 60 колод) и экспонатами из фондов Новгородского музея-заповедника (около 70 предметов). Также на выставке можно увидеть шесть книг из фонда редкой книги Новгородской областной универсальной научной библиотеки.

Выставка будет открыта по 11 апреля.

Историки игральных карт солидарны в том, что в Европе карты появились в XIV веке. В России карты и карточные игры известны с XVI века. Вся история существования игральных карт связана с человеческими судьбами и страстями. Игра в карты – один из самых привлекательных и притягательных способов проведения досуга. Неудивительно, что перед картами не могли устоять и самые великие люди. Более того, это рискованное увлечение помогло некоторым из них в творчестве, став источником сильнейших эмоций, вдохновения и даже основой для литературных произведений. Истинно одаренные, талантливые, выдающиеся и гениальные литераторы были нередко и великими картежниками. Мысли о случае, удаче, их влиянии на судьбу человека неоднократно звучали в мировой литературе. Весь петербургский императорский период русской истории отмечен размышлениями над ролью случая. Не случайно от Пушкина и Гоголя пойдет традиция, связывающая идею обогащения с картами (как пример - «Пиковая дама» Пушкина, «Игроки» Гоголя, «Игрок» Достоевского) или аферой (от гоголевского Чичикова до Кречинского в комедии Сухово-Кобылина). Игральные карты – это не только образцы графического искусства и отражение русского быта ушедших веков. С одной стороны, умение играть в карты, наряду со знанием французского языка, танцами и верховой ездой, считалось признаком светской образованности. С другой – карты во многом отражали философию русской жизни XVIII – XIX веков, были «своеобразной моделью» мировоззрения.