815

Новая выставка из цикла «Живая экспозиция» посвящена военному портрету из фондов музея

С 20 июля в Музее изобразительных искусств (пл. Софийская-Победы, 2) начнет работу мини-выставка «На службе престолу и Отечеству, сообщает http://novgorodmuseum.ru

Военный портрет XIX – начала XX века в собрании Новгородского музея-заповедника». Шесть картин познакомят зрителя с произведениями, долгое время находившимися в фондах и восстановленными в течение последних нескольких лет в музейной мастерской реставрации масляной живописи. Они позволяют вспомнить славные страницы отечественной военной истории, героями которых были замечательные представители российской армии. Выставка продлится по 10 октября.

Первым на выставке можно увидеть «Портрет штабс-ротмистра лейб-гвардии Гусарского полка А.И. Лазарева», исполненный неизвестным художником с оригинала В.А. Тропинина. Это памятное посмертное изображение героя Отечественной войны 1812 года Артемия Иоакимовича Лазарева, особенно отличившегося в сражении под селом Красным и убитого ядром в Битве народов под Лейпцигом 4 октября 1813 г. Его портрет в парадном мундире с орденами Свв. Анны 2-й и 3-й степени, Владимира 4-й степени, Кульмским крестом, серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года» и саблей, полученной «За храбрость», неоднократно заказывался для семейных галерей известного армянского княжеского рода Абамелек-Лазаревых.

К этому же роду принадлежал и князь Семен Давыдовыч Абамелек, свободно и вдохновенно запечатленный одним из талантливейших портретистов С.К. Зарянко. Зрителям предлагается оценить превосходный образец портретного этюда, написанный за один шестичасовой сеанс утром 4 февраля 1852 г. (как свидетельствует надпись самого художника). Герой портрета неоднократно встречался с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, он был одним из сослуживцев и приятелей М.Ю. Лермонтова, о котором поэт записал в дневнике: «…красивый без фатовства, отлично образованный, всегда приветливый и без малейшего налета солдафонства». Выйдя в отставку, князь Абамелек, владелец огромного состояния, металлургических заводов, рудников, соляных приисков и сотен гектаров земли, серьезно занимался изобразительным искусством, получив от Императорской Академии художеств звание художника по исторической и портретной живописи.

Из портретной галереи лейб-гвардии Конного полка происходят «Портрет штаб-ротмистра М.П. Арнольди» кисти прославленного мастера иппического жанра Н.Е. Сверчкова и работа неизвестного автора «Портрет поручика В.Ф. Козлянинова», с именем которого связано развитие полкового музея. Конные изображения на выставке дополняет исполненный П.О. Ковалевским «Портрет генерал-майора А.П. Струкова», героя русско-турецкой войны 1877-1878 гг., командира лейб-гвардии Уланского полка. Он первым вошел в Адрианополь и затем лично принимал капитуляцию турецкого паши. Художник В.В. Верещагин писал: «Я не знаю офицера более исполнительного, дисциплинированного, чем Струков. Это тип образцового, методичного кавалериста: с маленькою головой, сухощавый, так что кожа обтягивает прямо кости и мускулы… он хорошо владеет собой и почти никогда не теряет ровного расположения духа. Я положительно дивился выносливости и подвижности этого человека».

К парадным изображениям относится «Портрет П.С. Ванновского, в мундире генерал-адъютанта Свиты его Императорского Величества», исполненный в 1890 г. академиком А.И. Корзухиным. Петр Семенович Ванновский в период всего царствования Александра III занимал пост военного министра. Император лично уважал Ванновского, который был твердо предан государю и держал военное министерство в порядке, а в 1898 г. был назначен членом Государственного Совета.

Цикл мини-выставок «Живая экспозиция» проходит в залах Музея изобразительных искусств с 2014 года. Это живописные произведения из фондов Новгородского музея-заповедника, которые органично дополняют и тематически развивают основную сюжетную линию экспозиции «Русское изобразительное искусство XVIII – XX вв.»