1147

Физико-математический лекторий для школьников вновь начал работу

В минувшую субботу, 11 ноября, в физико-математическом лектории Института электронных и информационных систем НовГУ был настоящий аншлаг. Порядка 200 школьников из школ Великого Новгорода № 2, 36, 9, 31, 23, 8, 10, гимназий «Новоскул», «Гармония», «Исток», №2, Лицея-интерната приняли участие в первом занятии этого учебного года. В 12-00 и в 14-00 прошли занятия для младших школьников (7-9 классы), в 16-00 – для учащихся 10-11 классов. Каждое занятие состояло из двух частей. Под руководством профессора Анатолия Захарова школьники «удивлялись» масштабам и размерам нашей Вселенной и решали нестандартные математические задачи. А профессор Валерий Гаврушко на примере простых экспериментов показал, как много удивительного и интересного есть в привычных для нас воздухе и воде.

Напомним, что лекторий был создан в 2009 году по инициативе профессора кафедры общей и экспериментальной физики НовГУ Анатолия Захарова в связи с необходимостью улучшения подготовки по физике и математике абитуриентов, выбирающих естественнонаучные и инженерные направления. Активное участие в создании и работе лектория принимал и принимает заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики Валерий Гаврушко. В прошлом году лекторий активизировал свою работу.

Создатели лектория не ставят перед собой задачу подготовить школьников к сдаче ЕГЭ. Скорее наоборот, они стараются пробудить у учащихся стремление к познанию природы, приобретению веры в свои способности, сформировать понимание того, что цель их труда состоит не только в умении сдать экзамен в какой бы то ни было форме и какой бы то ни было комиссии, но и стать творцом в избранной сфере деятельности, научиться решать свои жизненные проблемы на основе своего интеллекта.

Основные цели лектория – развить у учащихся способность к систематической целеустремлённой работе, поддержать их естественную любознательность, способствовать развитию логического мышления и созданию цельного представления о точных и естественных науках.

«Как узнать устройство МИРА и нужно ли это знать? Как задавать вопросы ПРИРОДЕ? В чём можно и нужно сомневаться и во что можно верить? Эксперимент и Теория. Язык Науки. Измерения и размерности величин. Метод размерностей и математические теоремы. Гипотезы и факты. Что есть истина в физике и что есть истина в математике? Окружающий мир на масштабах от метров до тысяч километров. Земля и другие планеты Солнечной системы. Характерные размеры в пределах Земного шара. Структура и размеры атомов, молекул, атомных ядер, нуклонов и электронов. Плотность материи в атомных ядрах. Представление о ядерных реакциях. Математика и её непостижимая эффективность. Игры с числами. Метод математической индукции и опасности в использовании этого метода («теорема» о цвете глаз). Всякая ли математическая задача имеет решение? Экспериментальные открытия 20 века и поиски их объяснения: квантовая природа света, сверхпроводимость, волновая природа частиц, частицы и античастицы, сверхтекучесть, высокотемпературная сверхпроводимость. Открытые проблемы», - это
далеко не полный перечень вопросов, выносимых на обсуждение в лектории. Именно обсуждение, поскольку только активное погружение школьников в поиск решения предложенной проблемы делает полученные знания полезными и понятными, а главное – даёт толчок к развитию познавательных возможностей.