Капитальный бардак

В декабре 2012 года, когда российским парламентариям предложили рассмотреть закон о Фонде капитального ремонта многоквартирных домов, проект пометили любимой фразой депутатов – «на реализацию закона не потребуется дополнительных бюджетных средств».

А это, особенно актуально, когда в государственной казне нет денег на ремонты домов, которые властям теперь нужно делать по решению суда. Притом, что в любом даже самом небольшом городе России судебных решений накопилось уже на сотни миллионов рублей. 

ГРАЖДАНЕ И ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ДОМОВ ЗА 5 ЛЕТ РАБОТЫ ПАРТНЁРАМИ ТАК И НЕ СТАЛИ

Закон № 271 — ФЗ о капитальном ремонте, был принят Госдумой быстро и подавляющим большинством голосов. Оно и понятно: на ремонт домов, по задумке, должны теперь скидываться сами граждане, а Фонд капитального ремонта многоквартирных домов – лишь только управлять этими деньгами в интересах жильцов. Только вот за пять прошедших лет  граждане и Фонд партнёрами так и не стали. Более того, претензий к распорядителям народных денег накопилось предостаточно.

Мы решили выяснить, как тратятся деньги собственников жилья в Новгородской области. Проведя расследование и получив достоверные факты, мы знаем, что за деньги граждан Фонд решал не только их, собственников квартир, проблемы. Подробнее об этом в нашем расследовании.

Что такое Фонд?

Нашу работу мы начали с изучения сайта Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. В Новгородской области эта структура начала работать в 2014 году. С 1 мая этого же года Фонд — он же региональный оператор - начал насчитывать собственникам жилья суммы. Появившаяся строчка «за капитальный ремонт» в квитанциях насторожила и расстроила многих новгородцев. Но придраться не к чему: все начисления и квитанции – по закону. 

Так, до 2017 года жители домов в Новгородской области со скатной крышей платили 6,55 рублей за квадратный метр, жители домов с плоской крышей — 5,61 рублей.  С 2017 года тариф не делится на дома с плоскими и скатными крышами, а устанавливается для каждого района. Для  жителей Великого Новгорода взнос на капремонт в 2017 году составил 7,61 рублей за квадратный метр. Выше семи рублей взнос также установили в Боровичском, Валдайском, Демянском, Любытинском, Мошенском, Окуловском, Парфинском, Старорусском, Хвойнинском и Чудовском районах. В Холмском районе размер взноса составит 6,95 рублей, в остальных муниципалитетах он останется на уровне 6,55 рублей. Собственники жилья могут самостоятельно увеличить размер взносов.

Для сравнения, в Пскове для домов без лифта взнос на капремонт составляет 6,18 рублей на квадратный метр, в домах с лифтами — 7,21 рублей. В Мурманске размер взноса на капитальный ремонт для домов, включенных в региональную программу капремонта, составляет 6 рублей с квадратного метра.

Возглавлял фонд — Уткин Александр Юрьевич. В 2008 году он занимал пост вице-мэра Великого Новгорода, курировавшего сферу ЖКХ. Во власть он пришёл из бизнеса. Более 25 лет работал в Новгородском спецавтохозяйстве. Теперь компанией управляет человек, с такой же фамилией: совет акционеров ЗАО «Спецавтохозяйство» возглавляет Станислав Уткин.  

ПЕРВЫЙ СПИСОК СОСТАВЛЯЛИ В СПЕШНОМ ПОРЯДКЕ. ТУДА ЖЕ ПОПАЛ И ДОМ МИТИНА.

Новгородская региональная программа капитального ремонта на 2014-2043 годы в настоящее время включает 5047 домов. Периодически в программу вносятся изменения: какие-то дома выбывают из программы, так как они признаются аварийными, какие-то наоборот — добавляются. Программа утверждается постановлением правительства региона. Далее об этом сообщается на официальном сайте оператора. Все эти перестановки, отчасти, приходится делать потому, что в самом начале проекта, списки домов составлялись в спешном режиме. По словам вице-спикера городского парламента Константина Демидова, на старте работы Фонда, составить перечень домов пришлось практически за одни сутки. 

— Изначально список домов для капремонта формировался в пожарном порядке. Руководителям управляющих компаний сказали: оперативно предоставьте нам списки домов с годами постройки. И списки эти формировались так быстро, что дома даже не обследовались и не проводились никакие экспертизы. Потому, что надо было быстро. Вот и получилась такая программа. Нехорошо и неправильно получилось, — пояснил Константин Демидов.

В списках значатся 

То ли из-за такой спешки, а может и специально, но в первый же список домов, нуждающихся в капремонте попал дом экс-губернатора Сергея Митина. И это был громкий скандал, спровоцировавший недоверие новгородцев к Фонду и власти. 

А конфуз случился потому, что дом, в котором проживал бывший глава региона, назвать нуждающимся в капремонте, ну никак было нельзя. Более того, он относится к разряду элитного жилья, где стоимость квадратного метра составляет порядка 70 тысяч рублей, когда в среднем по рынку в городе — 40 тысяч рублей. Здание бывшего кинотеатра «Октябрь», после того как его выкупили частники и переделали в жилой фонд в 2000 году, стал родным домом для обеспеченных новгородцев. 

В списки капремонта включали дома, которые должна была ремонтировать мэрия по решению суда

Тогда, в 2016 году, за 1,4 млн рублей планировалось отремонтировать крышу этого дома. При этом сумма средств, накопленных собственниками элитных  квартир за 2014 и 2015 годы, составила всего 43 тысячи рублей. Недостающую сумму было решено взять из средств Фонда. На следующий же день после скандала в СМИ дом спешно исключили из списка. Но уже в 2017 году, губернаторский дом вновь внесли в список домов на капремонт в 2018 году.  Одна из причин, как нам пояснили в Фонде – дом находится в исторической части города и «должен выглядеть прилично».

А вот с другими, совсем не элитными домами, а наоборот, очень проблемными, власти тоже решили разобраться за счёт средств граждан, исправно вносящих деньги в Фонд. Речь идёт о домах, построенных по программе переселения из аварийного жилья в 2011 году в Боровичах. Именно об этой стройке за бюджетный счёт мы писали журналистское расследование в 2015 году.

Напомним, что жители этих домов жаловались президенту Путину на невозможность проживания в аварийных домах, которые таковыми стали буквально после пары лет эксплуатации. На строительство этих домов были потрачены десятки миллионов бюджетных средств, а фирма, строившая эти дома, после сдачи объектов и подписания всех актов — исчезла. Конкретно на дом в Боровичах по улице Транзитная 26 потратили 24 млн бюджетных рублей.

Тогда, по устному запросу журналистов, независимые эксперты из НП «Научно-технического общества стройиндустрии г. Санкт-Петербург» дали заключение, что дома опасны для проживания, а стоимость квадратного метра построенного жилья в реальности как минимум в 30 раз меньше, чем на неё потратили чиновники из областной казны. А теперь, когда дом буквально разваливается на глазах, региональные власти решили включить его в программу и отремонтировать за счёт средств регионального фонда капремонта. 

Но в новгородской прокуратуре нам пояснили, что другая экспертиза, которую проводили специалисты Новгородского университета по заказу местных властей, сделала вывод о том, что в домах много недостатков и нарушений, допущенных при строительстве. Но эксперты не дали заключения о том, что этот дом непригоден для проживания.  

— Впоследствии собственники не согласились с этой экспертизой. Обращались в суд, чтобы признать её незаконной. Но суд их требования не удовлетворил. Исходя из жилищного законодательства, у нас получается, что в данном случае решение о проведении капитального ремонта принимается собственниками, и собственниками было такое решение принято — о переносе ремонта крыши, фундамента и подвала на 2016 год. И определи источник финансирования — из фонда капитального ремонта, — прокомментировала старший прокурор отдела по соблюдению федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Ирина Муравьёва.  

Мы связались со старшей по дому №26 по улице Транзитная в Боровичах Юлией Устименко. По её словам, жителей буквально уговорили согласиться на ремонт за их же счёт. Выбора нет: либо жить в ужасных условиях, либо хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию.

— У нас крышу уже доделывают, потом будут делать вентиляцию. Потом приезжали люди, которые должны делать дренаж и техподполье утеплять, хотя они сказали, что не могут его утеплить, потому что там воды полметра стоит, и ей некуда деться. Шесть раз проводила администрация собрание собственников жилья. Шесть раз у нас был отказ от капитального ремонта. Потому что в этом доме невозможно жить. Они этого не понимают. Сам Швагирев (глава Боровичского района — прим. ред.) назначил приказом, сам подписал и сказал, что всё будет делаться, — говорит Юлия

Удобно устроились: сначала чиновники за бюджетный счёт строят непригодные для жизни дома, а затем, уже за счёт граждан, их ремонтируют. 

Все эти факты подтолкнули нас детальнее изучить работу Фонда и внимательно посмотреть конкурсы, которые проводил региональный оператор с момента начала работы.

Миллионные подряды на ремонты домов получала фирма, близкая к руководству Фонда

Счастливый лот

Чтобы понять, как фонд тратит деньги, собранные у новгородцев, а это с 2014 года — 1,3 млрд рублей в год (700 млн рублей уже потрачено, 592 млн — лежат на счёте), мы провели мониторинг закупочной деятельности организации, проверив опубликованные на официальном сайте фонда закупки за 2015-2017 годы. Всего мы изучили более 300 лотов. В ходе этой работы нам удалось установить ряд закономерностей. 

Но начнём с того, что согласно закону, к участию в конкурсе по лотам на ремонты домов допускаются только те компании, которые прошли отбор и были включены в реестр Фонда. В настоящее время в реестре Новгородского Фонда 96 компаний. Из них, примерно половина — новгородские, остальные — строители из других регионов страны. Любая другая организация, не прошедшая отбор, участвовать в  конкурсе не может. 

Как проходит отбор?

Если подрядчик хочет участвовать в конкурсе, он должен подтвердить свою квалификацию. Тех, кто подтвердил — включают в реестр. При отборе учитывается опыт, количество сотрудников, профиль организации, проверяются банковские счета.

Подрядчиков отбирает комиссия по проведению предварительного отбора подрядчиков, в состав которой вошли сотрудники департамента ЖКХ и ТЭК Новгородской области, СНКО «Региональный фонд», комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области и представители общественного совета по вопросам ЖКХ и ТЭК. Окончательный список подрядчиков утверждает департамент ЖКХ.

Также по правилам, до конца 2016 года в качестве критерия отбора заявок от участников устанавливались такие требования как цена, срок выполнения работ и квалификация участников этого конкурса. То есть при рассмотрении участников заявок рассматривались эти три позиции. 

Что мы выяснили?

Во-первых, мы обнаружили большое количество несостоявшихся аукционов: к примеру, из 100 аукционов 30 — не состоялись.  При этом, состоявшиеся, в основном были конкурентными: в них участвовало от 2 до 6 подрядных организаций. Снижение начальной цены во всех конкурентных процедурах было минимальным.

Самые крупные подрядчики в 2015 -2016 годах — ООО «21 век», «Теорема», «Евровид», «Комфортстрой ВН», «Велес». Все это новгородские компании, кроме «Теоремы», зарегистрированной в Санкт-Петербурге и имеющей в Великом Новгороде филиал. Все они стали победителями 4-6 закупок на суммы от нескольких до десятков миллионов. И хотя нам не удалось обнаружить аффилированных между собой подрядчиков, мы нашли связи между одним из них и руководством СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области». Им оказалось ООО «Теорема». 

Контракт под покрывалом

Как удалось выяснить с помощью сервиса «Контур-Фокус», в 2014 году одним уз учредителей компании являлся Аркадий Александрович Патров. Он же в 2011 году был генеральным директором ООО «Экосити» (компания по вывозу мусора, созданная на базе «Спецавтохозяйства»), где в настоящее время руководителем является Станислав Александрович Уткин. Человек, с такой же фамилией, как и у того самого генерального директора регионального фонда Александра Уткина. Только в 2015-2016 годах «Теорема» получила подряды общей стоимостью более 35,6 млн рублей. Мы полагаем, что  эту компанию можно считать аффилированной с руководством фонда.

Во-вторых, мы обратили внимание на то, что в документации к ряду закупок был прописан аномально короткий срок выполнения работ. Например, в закупке от 14 декабря 2015 года на ремонт крыши многоквартирного дома в Боровичах срок выполнения работ составил 1 день. Абсолютно очевидно, что отремонтировать крышу за такой срок невозможно. Другая закупка, на ремонт 3 объектов в Великом Новгороде стоимостью 1,3 млн рублей, содержала требование о выполнении работ в четырехдневный срок. При этом в трех домах нужно было провести ремонт системы электроснабжения многоквартирного дома с установкой прибора учета. Подряд получило ООО «Велес». За указанный период мы обнаружили более десятка закупок, где срок выполнения работ составлял лишь один день, и множество других, где были указаны экстремально короткие сроки — до 6-7 дней. Мы считаем, что эти факты могут говорить о неких предварительных договоренностях между фондом и выигравшими аукционы компаниями, так как подрядчик «с улицы» вряд ли отважился бы на участие в закупке, в документации к которой прописаны настолько короткие сроки.  

— Раньше действительно тот из участников, который предлагал наименьший срок, мог быть признан победителем конкурса при условии, что другие позиции будут соответствовать наилучшим условиям. С 2016 года эти правила изменились. Сейчас проводится аукцион и победителем становится только тот участник, который предложил наименьшую сумму контракта, — прокомментировал прокурор отдела по надзору соблюдения федерального законодательства прокуратуру Новгородской области Артур Туз

Что касается закупок в текущем году, то, изучив документацию, мы увидели, что практически половина аукционов признана несостоявшимися из-за того, что в них принял участие только один подрядчик. При этом, самый крупный аукцион в текущем году в размере 70 млн. рублей  и на него вышел только один подрядчик — компания «Теорема», о которой мы говорили ранее.

К тому же, мы увидели, что документация о прошедших аукционах публикуется на сайте фонда не в полном объёме. Согласно постановлению правительства РФ №615, регулирующую деятельность по капитальному ремонту в рамках региональных программ, сведения о заключенном договоре об оказании услуг в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола проведения электронного аукциона размещаются на официальном сайте заказчиком и направляются оператору электронной площадки. На сайте же фонда договоров с подрядчиками мы не нашли. Не имея сведений о договорах на работы по капремонту крайне трудно проконтролировать исполнение обязательств, прописанных в них. Нет сведений и о должностных лицах, поставивших свои подписи в договорах. Это не позволяет установить лиц, ответственных за их выполнение. В устном комментарии прокурор отдела по надзору соблюдения федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Артур Туз пояснил нам, что отсутствие опубликованных договоров является нарушением законодательства. 

В долг у граждан

Что ещё нам удалось выяснить, изучая лоты. Мы решили сравнить дома из выставленных на конкурс в лотах со списком судебных решений, возлагающие обязанность по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах на мэрию. В этом списке, опубликованном на сайте администрации Великого Новгорода 17 февраля 2017 года, 178 домов. 

По данным депутатов городской Думы, в настоящее время сумма, по принятым судебным решениям по ремонту многоквартирных домов, составляет порядка 700 млн рублей. В 2017 году на исполнение решения суда бюджет города выделил только 22 млн рублей . 

— Динамика крайне неудовлетворительная. Тех денег, что может выделять бюджет на исполнения этих решений — ничтожно мало. Решить эту проблему за счёт только городской казны — нереально, — считает зампредседателя гордумы Константин Демидов.

Понятно дело: денег нет, а ремонтировать нужно. Тогда можно взять в «долг» у граждан и отремонтировать дома из списка по решению суда за счёт накоплений новгородцев. Сравнив несколько лотов за 2015 и 2016 год со списком домов из судебных решений, мы обнаружили как минимум 5 совпадений: это дома по улице Лазаревский переулок, дом 1, улица Козьмодемьянская, дом 9; Радистов, дом 33; Черняховского дом 80, Никольская дом 18/16. Во всех этих дома необходимо было провести комплексный ремонт, в некоторых — капитальный. 

В прокуратуре нам дали однозначный ответ — ответственность по исполнению судебных решений мэрией не должна перекладываться на собственников. 

— Если вынесено решение, то на администрацию возлагается обязанность, и она не снимается. Не должны на плечи собственников возлагать обязанность отремонтировать за счёт их средств. Ведь это уже их средства, которые они с 2014 года в этот фонд вкладывают. Были случаи, когда такие дома выявлялись в этой программе, и они по нашему требованию  исключались, - прокомментировала старший прокурор отдела по соблюдению федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Ирина Муравьёва

Но на деле, не всегда так. Получается, если прокуратура заметит или сами жильцы, то дом исключат. Если нет — то отремонтируют то, что давно должны были сделать чиновники, но за счёт людей.

В Фонде считают по-другому, чем в прокуратуре. Как пояснил нам начальник отдела закупок и проведения конкурсных процедур СНКО «Региональный фонд капитального ремонта» Алексей Кожевников, если люди хотят отремонтировать свой дом, не дожидаясь исполнения судебных решений, они могут это сделать за счёт программы, но потом уже сами должны будут добиваться получения денег с мэрии.

— Если собственники сами приняли решение о проведении капитального ремонта, то оснований у фонда не проводить капитальный ремонт — нет. Они сами соглашаются, и потом они с документами могут идти в арбитражный суд и требовать выплаты денег, — пояснил Алексей Кожевников

Мы пообщались с жителями одного из таких домов, который должны были отремонтировать по решению суда, но в итоге ремонт там сделали за счёт накоплений граждан. Это дом по улице Лазаревский переулок, 1. Жители сказали, что их буквально «уговорили согласиться чиновники мэрии и представители Фонда», так как в «ближайшие годы им точно не видать никакого ремонта». 

Пообщаться с руководителем Фонда Александром Уткиным и задать все эти вопросы лично ему нам не удалось. В процессе подготовки нашего расследования стало известно, что после перенесенного заболевания, он находится на больничном. 

Указанные факты  должны стать объектом внимания правоохранительных органов

Мы полагаем, что указанные в нашей публикации факты должны стать объектом внимания правоохранительных органов, которые могли бы разобраться в сложившейся ситуации. Мы уверены, что явно требуется навести порядок в закупочной деятельности фонда, куда жители региона направляют немалые средства.

Когда текст расследования был готов, но ещё не опубликован, прокуратура распространила сообщение о том, что из-за многочисленных нарушений в работе фонда, правоохранители требуют рассмотреть вопрос об увольнении руководителя регионального фонда капремонта Александра Уткина.

Позднее региональное правительство проинформировало СМИ, что господин Уткин покидает свой пост «по состоянию здоровья». 

Мы полагаем, что наши запросы в прокуратуру также могли послужить полезной информацией в процессе наведения порядка в Новгородском фонде капитального ремонта многоквартирных домов. 

Расследование подготовлено при поддержке SCOOP Russia – сети журналистов-расследователей, i-scoop.org. Автор иллюстраций Илья Алексеев.

Смотрите также

На решение депутатов был вынесен очень узкий вопрос 83

Понимаю, какой шквал недовольства могу получить в свой адрес, но полагаю необходимым, объяснить мотивы своего голосования по вопросу согласования думой Великого Новгорода указа губернатора о повышении предельного уровня оплаты за коммунальные услуги с 1 июля следующего года.

Долги на виду 12

Недавно управляющая компания «Вече» решила «пристыдить» неплательщиков и разместила на домах в Новгородском районе баннеры с указанием долгов собственников. Новгородцы называют такие меры беспределом.

Вопросы вокруг счетчиков 3

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области разъясняет вопросы, касающиеся установки, оплаты и проверки приборов учета.

Комментарии