«Не хочу идти на эти выборы, потому что мне стыдно»: как прошла забастовка избирателей в Великом Новгороде

11.1K
35
Автор: Татьяна Алексеева
29 января 2018 года, 11:28

Вчера, 28 января, в Великом Новгороде на набережной реки Гзень прошла «Забастовка избирателей». Сторонники оппозиционера Алексея Навального, призывающие бойкотировать президентские выборы, митинговали на одной площадке с представителями национально-освободительного движения. Одни новгородцы вышли поддержать действующую власть, агитировать за участие в предстоящих выборах, другие — выступить против «очередного путинского бенефиса», требовать честного голосования не для галочки и не понарошку.

В 13:40 около памятника Петру I почти никого. Подхожу ближе и узнаю, что трое из присутствующих стоят в пикете от национально-освободительного движения. Руководитель «Комитета по правозащите граждан и противодействию коррупции» Рустам Шовлаев, который организовал этот пикет, даёт мне листовку, в ней процитирована статья Конституции: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Текст заканчивается призывом: «Реализуй своё право!» 

Минут через 15 на «Забастовку избирателей» здесь соберутся сторонники оппозиционера Алексея Навального. Они выступают за честные выборы и протестуют против нарушения другой статьи Конституции — о праве собираться мирно, без оружия и проводить собрания митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Рустам Шовлаев считает, что не должно быть «саботажа» и игнорирования выборов, а «люди должны проголосовать и сделать свой выбор в любом случае».

— У них не санкционированная акция, — говорит он о представителях новгородского штаба Навального. — У нас санкционировано. У них была такая же возможность подать заявку, получить ответ. Я думаю, если бы они пошли на диалог, подали бы бумаги, им, возможно, дали бы место, где они могли бы провести свою акцию.

Оппозиционеры говорили, что подавали уведомления и не раз. Но им отказывали в проведении мероприятия. А пикет НОДа, по их словам, провокация, подстроенная властями.

Замечаю пенсионера, который подходит к пикетчикам и спрашивает, где митинг Навального. После недолгого разговора с НОДовцами на повышенных тонах отходит со словами: «Ну и стойте на здоровье». 

— Я не с этой бандой, — говорит он мне, показывая на людей с флагами НОДа. — Я вообще-то не за Навального, я против руководства страны, против Путина.

Новгородец пришёл «за детей и внуков», хотя они и не разделяют его политических взглядов:«Сейчас же не о политике… сейчас выживать надо».

Стали подходить и молодые люди. «Мы пришли, чтобы объяснить людям причины, по которым не стоит участвовать в выборах, которые, можно сказать, составил Путин, как он захотел», — комментирует 17-летняя Ника. Нас прерывает Рустам Шовлаев: «Уважаемые, хотел бы попросить покинуть территорию». «До свидания, — откликаются студенты. — Мы гуляем, мы здесь можем свободно находиться». «Мы вас пришли послушать, — отвечает ему Ника и снова поворачивается ко мне. — Так вот, чтобы люди знали причины, по которым эти выборы будут нечестными. И чтобы люди увидели, что их лишили кандидата, которого они хотят». «Почему вы думаете, что если проигнорируете выборы, то что-то изменится?» «Если люди не придут голосовать, явка будет понижена. Люди, сидящие выше, увидят, что что-то идёт не так, чего-то народ требует, что-то им не нравится, а если в демократической стране народу что-то не нравится, это должно что-то значить». 

Не реагируя на продолжающиеся выпады со стороны политических оппонентов, студент Алексей объясняет, почему решил выйти на забастовку: 

— Первая причина  — это бедность страны и невозможность развиваться во всех сферах. Я закончу буквально летом училище Рахманинова, мне придётся куда-то идти работать. У меня сейчас друг работает, тоже закончил колледж, и ставка получается пять тысяч. У него восьмичасовой рабочий день, он преподаватель по гитаре в музыкальной школе, и получает десять тысяч. Я считаю, что это ненормально, так как молодым специалистам не удаётся… У них нет никаких возможностей, перспектив на будущее. Не нужно идти на выборы, потому что уже заранее известно, кто победит на этих выборах. Люди смотрят телевизор, они не видят там никого кроме Путина. Понятное дело, они будут голосовать за него, а если прикрепятся различные: «Вы что, хотите, чтобы было как на Украине?», конечно, все будут под каким-то страхом голосовать за него. Это чисто пропаганда.

Его поддерживает Артур, он недоволен тем, что сейчас происходит в России, и нередко ссорится с родными из-за политики. 

— Вот пример, — добавляет Алексей. — У меня мать разбирается во всех причинах, проблемах. Мать работает в садике няней, не в городе, в области. И получает за свою работу восемь тысяч. На мой взгляд, это ненормально. Мать дружит со своими коллегами по работе, они все недовольны, но они боятся. Здесь у нас по крайней мере есть возможность выйти, можно получить больше информации. В областях люди недовольны, но они молчат. Боятся потерять работу — самая важная причина.

К началу забастовки на набережной реки Гзень собралась приличная толпа, по оценкам организаторов, было около 150-200 человек. В центр круга оппозиционеров пробились представители НОДа и обвинили конкурентов в провокациях. «Вы можете спокойно митинговать, мы видим, вы явно победите», — намекнул на количество пикетчиков один из участников забастовки.

— Как вы знаете, уже через полтора месяца будет так называемое событие электорального цикла, — начал акцию Иван Вескиместер. — Выборы без выборов. Переназначение Владимира Владимировича. Чем же запомнились последние шесть лет его правления?

— Ничем, — хором ответили слушатели.

— Нет, вы ошибаетесь, — продолжил Иван.  — Снижение уровня жизни, стагнирование экономики, какие-то авантюры во внешней политике — мы поссорились с братским народом, с Украиной, на ровном месте. Кажется, что этот человек даже не понимает, что происходит, что он живёт в каком-то своём мире. Что у него нет ощущения объективной реальности.

Доносятся крики про «цирк, который тут устроили». «Цирк — то, что устраивает наше правительство»,  — парирует один из оппозиционеров. «Цирк в телевизоре», — добавляет другой.

Следующей мегафон берёт 71-летняя Елена Павлова: «Давайте мне, я самая старшая тут». Она держит плакат с надписью «Выборы есть — выбора нет».

 

— Я на митинге на первом своём была в 1966 году против ареста Даниэля и Синявского. Я бастую, друзья мои, с 2000 года. Поднимите руки, кто голосовал за Путина хоть раз! — над толпой поднимаются две руки. — Многие из вас голосовали за Путина, я уверена. Хотя голосовать за него было нельзя, потому что рядом с его фамилией стояло слово из трёх букв — КГБ. Я не люблю Навального, скажу вам честно, я не люблю лидеров. Больше всего на свете я люблю закон. Я люблю Конституцию, которую принимал народ. По Конституции власть в стране принадлежит народу. Всякий, кто считает себя народом, тот и является субъектом власти. А в целом, конечно, участвовать в этом идиотском перфомансе, который называется выборами, которых нет уже который год… Знаете, Путин сожрал вашу молодость. Меня-то не обожрёшь, у меня цель в жизни есть — я хочу его пережить.

К участникам забастовки подходят представительница мэрии и полицейский. Сотрудница комитета по работе с общественными организациями и населением города Ольга Лащенкова объявляет, что на этой территории запланировано другое мероприятие. «Когда?» «Оно идёт давно». «А где они?» — оглядываются участники.

 

— Вы всё слышали? — кричит Иван.

— Нет, пускай через мегафон говорят.

— Давайте продолжать!

Толпа начинает скандировать «Путин — вор!» и «Надоел!»

— Да, граждане, это так, — говорит Иван в мегафон. — Но, смотрите, ситуация — нас отсюда прогоняют. Есть вариант — нам предлагают пойти к драмтеатру.

— А там разрешено?

— Это гайд-парк.

— Пусть они сами уходят, их намного меньше.

— Остаёмся да и всё.

— Мы можем проголосовать, — поступает предложение. — Мы же поддерживаем демократию. Мы можем пойти в театру драмы, и там тоже будет какая-то акция НОДа. Мы можем пойти к «Мармеладу», и там тоже может быть акция НОДа или праздник синички или день хлеба. Если вы считаете, что мы должны остаться здесь, мы можем поднять руки. Но нас, скорее всего, задержат.

— Здесь! — раздаётся вокруг. — Это наше право.

Все тянут руки вверх, голосуя за то, чтобы остаться на прежнем месте, и выступления продолжаются.

— Можно много пенять на власть, можно говорить о том, что кто-то виноват, кроме нас самих, но Платон сказал, что гражданская пассивность ведёт к власти злодеев,  — заявляет молодой новгородец Алексей. — Пока остальные граждане будут покорно платить налоги, не бороться за свои права, мы так и будем иметь то, что имеем. Посмотрите, до чего нас довели, если мы платим налоги, и нас гонят отсюда, не давая просто постоять в пространстве. Это вообще что такое? Мы просто вышли выразить мирный протест. <...> Мне надоело, что я не могу здесь постоять в свой выходной. Мне надоело, что у меня даже нету права, блин, прийти и поставить галку за кандидата, которого я хочу.

Все оборачиваются, потому что за предложением пойти бастовать на другую площадку последовали задержания.

«Сотрудники полиции, скажите, а куда вы повели молодого человека в клетку? В куртке в клетку. За что вы его задержали?» — спрашивают в мегафон. Но ответа от представителей правоохранительных органов добиться не удаётся. «В пресс-службу УМВД обратитесь», — веско отвечает мне один из полицейских. Его коллега более разговорчив: «За участие в незаконном несанкционированном митинге. Там будут уже другие люди разбираться, не мы, — говорит он, сажая парня в автозак. — Наше дело только довести». «Замести», — замечает кто-то рядом.

Следом к служебным автомобилям проводили Ивана Вескиместера и активистку Елену Григорьеву. 

— Мне сказали, что меня не задерживают, меня просят пройти, — на ходу комментирует Иван. — Мне сказали, что я нарушаю закон, а какой, я, честно говоря, не знаю.

— Вы же знаете, что уведомление было подано другой инициативной группой, — говорит идущий с ним полицейский.

— Мы предупреждали за месяц, что здесь будет проводиться мероприятие. И это какая-то провокация, что здесь находятся представители НОДа.

— Я пойду сама! — раздаётся крик Елены Григорьевой. — На каком основании вы применяете силу?

После этих задержаний новгородцы всё же решают перенести акцию к театру драмы. До площадки добирается намного меньше людей. Горожане вновь берут слово.

— Мне не нравится избирательное правосудие, двойные стандарты. Как власть реагирует на наше сегодняшнее мероприятие, мне тоже не нравится, — говорит Наталья. — Единственное, как гражданин может влиять на власть — это выборы. Но выборы должны быть настоящие, а не выхолощенные, не декоративные. А те выборы, которые нам предстоят в марте, на меня производят впечатление какого-то спектакля. Я не хочу идти на эти выборы, потому что мне стыдно. Я не хочу сидеть дома, потому что власть будет думать, что меня всё устраивает, что всё нормально, или что мне всё равно. Я не думаю, что это мероприятие что-то изменит, просто мне не нравится жить в отсутствии выбора, я хочу, чтобы выбор всегда был, я хочу, чтобы выборы были настоящие, а не для галочки, не понарошку.

Акция у театра драмы завершилась без задержаний. Всего в полицию были доставлены четыре человека, в итоге их отпустили без составления протоколов. Но участников акции предупредили о «недопустимости участия в экстремистской деятельности».

Смотрите также

«Не вижу того, кто бы мог представлять мои интересы» 69

17-летний Сергей Кузнецов, учащийся Политехнического колледжа НовГУ, организатор митинга против коррупции первым был задержан полицией 12 июня. Его обвинили в организации несогласованного шествия. Нарушение будет рассматривать комиссия по делам несовершеннолетних сегодня, 21 июня. Кузнецов рассказал «Новгород.ру», почему он и его сверстники выходят на митинги.

Алексей Навальный: Я сделаю всё, чтобы выиграть и на нечестных выборах 33

Оппозиционер Алексей Навальный, который намерен бороться за пост президента России в 2018 году, открыл в Великом Новгороде 41 региональный предвыборный штаб. На встрече с волонтёрами политик ответил на все вопросы новгородцев. Присутствовавших интересовали будущие реформы, внешняя политика и доходы Навального.

Комментарии