1063

Резной шкаф Токарева-Казарина получил достойное обновление

Шкаф для посуды начала XX века из коллекции Новгородского музея-заповедника недавно получил обнову. Творение городецкого сапожника и по совместительству талантливого художника и резчика по дереву Григория Евдокимовича Токарева-Казарина известно посетителям музея по выставкам в 2013 и 2014 годах, когда его можно было увидеть в здании Присутственных мест, http://novgorodmuseum.ru

Но причудливый экспонат дошел до наших дней не совсем целым. В середине прошлого века пытались восстановить некоторые украшения по аналогии с сохранившимися деталями. Какие-то элементы казались утраченными безвозвратно, например, передние крышки выдвижных ящиков. И вот тут случилось настоящее чудо. Панели, конечно же, не отыскались. Зато в нижегородском архиве нашлась фотография. На ней изображен наш шкаф во всей красе, с хорошо просматриваемыми при увеличении рисунками резного рельефа, доныне неизвестными специалистам.

Тем временем на экскурсии по музейному фонду резного дерева для студентов Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова преподавателю Федору Дмитриеву пришла в голову идея реконструировать недостающие детали в качестве дипломной работы одного из учеников. И для колледжа, и для музея такой опыт был в новинку.- В штате музея, к сожалению, нет профессиональных резчиков по дереву, - рассказал искусствовед Юлия Комарова. – Поэтому предложение колледжа нас очень заинтересовало.

Произведения Токарева-Казарина (в Городце есть еще два брата-шкафа) вызывают у искусствоведа улыбку. На исполнение сюжетов из Библии и отечественной истории мастера наверняка вдохновляли картинки их журналов, гравюры и лубки. В резных панелях много наивности и не просматривается какого-то внятного композиционного плана. Но вот уровень техники Федор Дмитриев отметил как очень высокий. И чтобы вникнуть в стиль необычного резчика, повторить его, требуется не только профессионализм, но и характер.- Важность в том, чтобы дополненные детали и оригинал смотрелись как единое целое, но было видно реконструкцию. Это не всем доступно.

Выбор преподавателя пал на студента четвертого курса Мстислава Дружинина. Сам будущий мастер, специалист по народным промыслам и ремеслам, с энтузиазмом откликнулся на ответственное предложение. Часами нужно было изучать сам шкаф и фотографии, на которых запечатлены лица ангелов и фигурки зверей. Подобная реконструкция вплотную приближена к научной, ведь требовалось восстановить рельеф с плоскостного изображения, а также повторить даже мельчайшие ошибки оригинального мастера, не поддаться искушению что-то исправить, усовершенствовать.

Музейные сотрудники, помогавшие в этой работе, по достоинству оценили результат. Среди них и заведующий мастерской реставрации темперной живописи, заслуженный работник культуры России Юрий Александров. Специалистам, работающим с древнейшими иконами и деревянными храмовыми скульптурами, известны секреты и приемы мастеров прошлого, добивавшихся удивительных художественных эффектов. Интерес, упорство и талант молодого поколения, готового откликнуться на нужды не только по сохранению, но и восстановления памятников культуры и искусства за пределами узкой профессиональной среды, вызывают у них большие надежды. Во всяком случае, для шкафа Токарева-Казарина это еще не финал. Благодаря архивным фотографиям можно продолжить работу над реконструкцией «фонтана народной премудрости» (по словам Н.Н. Померанцева).

Есть еще одно обстоятельство, позволяющее новгородцам гордиться этим событием. Наш шкаф, единственный из трех, будет представлен на выставке «Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись», которая откроется в конце мая во дворце Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское». Москвичи и гости столицы смогут сами оценить и замысловатость шкафа, и обнову, украшающую его фасад.