758

Новгородский музей-заповедник покажет трудовые будни шахтеров эстонского Кохтла-Ярве

6 июля в 16 часов в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) открывается выставка «Кохтла-Ярве. Трудовые будни. Живопись второй половины XX века», сообщает http://novgorodmuseum.ru

Выставка знакомит новгородцев с художественной коллекцией Музея Сланца (г. Кохтла-Ярве, Эстония). Посетители увидят 55 живописных произведений 14-ти авторов, созданных в основном в 1950-1970-е годы. Среди них представители ленинградской школы, эстонские художники из Пярну, Кохтла-Ярве и других городов Республики Эстония.

Выставка будет работать по 5 августа.

Трудовые будни шахтерского города Кохтла-Ярве – тема, которая интересовала многих художников, как профессиональных, так и отдававших искусству свободное от работы в шахте время. Молодой развивающийся город населяли молодые энергичные люди – эстонцы, белорусы, украинцы, русские. Все они реализовывали невероятно сложный, но столь необходимый стране проект – наладить добычу горючего сланца, который в советское время давал энергетическую независимость огромному северо-западному региону, а сегодня эти титанические усилия многонационального шахтерского братства 1950-х – 1980-х гг. обеспечили эту независимость Эстонии.

Живописные произведения, представленные на выставке, выполнены с натуры. Такие художники как Эрнст Халлоп, Мария Добрина, Константин Михайлов, Александр Игонин в своих работах продолжали традиции русской реалистической живописи. Однако, тяжелый «подземный» труд шахтеров передавался ими с большим оптимизмом, без навязчивой драматизации. Обыденность органично соединялась с интонацией возвеличивания, героизацией. Пейзажные и сюжетные зарисовки служат ярким и живым фоном для большой портретной галереи. Ее герои чаще всего безымянны, но вполне конкретны и психологически достоверны. Это портрет поколения энтузиастов, умеющих радоваться жизни и делать жизнь радостной в любые, самые непростые времена.

Большинство эстонских живописцев, представленных на выставке, – Яан Туулинг, Нигуль Эспе, Хильда Сааремяе, Прийду Аавик – в основном раскрылись как мастера пейзажного жанра. Образ города-труженика, возникшего вблизи шахт, неотъемлемой частью которого стали гигантские терриконы и тяжелые машины, привлекал их внимание постоянно. Они писали его зимой и летом, в солнечные дни и глубокой ночью, когда только далекие огни указывают на то, что жизнь в мире сланца не замирает ни на минуту.