1392

Летний проект «Открытая пятница»: ц. Федора Стратилата на Ручью, ц. Успения на Волотовом поле

С 6 июля в Новгородском музее-заповеднике уже восьмой сезон будет проходить традиционный летний проект «Открытая пятница», сообщает http://novgorodmuseum.ru

В течение июля-августа, по пятницам, еженедельно два объекта музея индивидуальные посетители могут посмотреть бесплатно. Проект ориентирован на самостоятельное знакомство посетителей с памятниками и экспозициями и не предусматривает экскурсионного обслуживания. В каждом музейном объекте будут дежурить консультанты, которые, в случае необходимости, смогут дать краткую информацию о памятнике. До отдаленных объектов (ц. Спаса на Нередице, ц. Спаса на Ковалеве, ц. Рождества Христова на Красном поле, ц. Успения на Волотовом поле, ц. Благовещения на Мячине) будут организованы подвозы посетителей музейными автобусами в 11:00, 12:30 и 14:00.

Напомним, что проект начался в июле 2011 г. За семь лет возможностью бесплатного знакомства с коллекциями музея и памятниками архитектуры древнего Новгорода воспользовались более 41 тысячи человек, из них 8 500 человек посетили музей в 2016 г.

13 июля для бесплатного посещения будут открыты: памятник-музей церковь Федора Стратилата на Ручью. XIV в. (ул. Федоровский Ручей, 19/2, режим работы 10:00 – 17:00); памятник-музей церковь Успения Богородицы на Волотовом поле 1352 г. (д. Волотово, режим работы 11:00 – 16:00; осуществляется подвоз автобусом от Информационного центра музея (Сенная пл., Важня) в 11:00, 12:30 и 14:00).

Церковь Федора Стратилата на Ручью -1360-1361 гг.

Расположена на улице Федоровский Ручей, названной в память о протекавшем здесь ручье, русло которого засыпано при строительстве моста через реку Волхов. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сооружена в 1360 – 1361 гг., согласно летописным данным, «…Семеоном Ондреевичем с боголюбивой матерью своею…», заказчики принадлежали к верхушке новгородского боярства.

Храм представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. Отличительной особенностью храма является богатый декор на фасадах: аркатурный поясок трехугольных впадинок на барабане, арочки, различные ниши, окна со стрельчатыми завершениями, разнообразные по рисунку «бровки» над окнами, каменные кресты. С западной стороны к церкви примыкают пристройка и колокольня XVII в.

Фресковая роспись церкви датируется второй половиной XIV в. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. Живопись поражает своим высоким мастерством. Её художественное значение исключительно. В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII – XIV вв. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине, расписанной гениальным мастером Феофаном Греком. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

Церковь Федора Стратилата – выдающийся памятник, ставший надолго классическим об­разцом для последующего строительства.

Церковь Успения на Волотовом поле

Расположена в 4 км к северо-востоку от Великого Новгорода в деревне Волотово близ автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Храм возведен в 1352 году по заказу новгородского архиепископа Моисея. Северный притвор и западная паперть сооружены вскоре после строительства церкви (до 1363 года). Интерьеры церкви, паперти и притворов в 1363 году расписаны фресковой живописью по заказу архиепископа Алексея, около 200 композиций. Стены были сложены из обычных для новгородских памятников XIV века материалов: ильменьского плитняка, ракушечника, валунов и большемерного кирпича с характерной песчаной поверхностью.

В первые месяцы Великой Отечественной войны оказалась на переднем крае линии обороны и была разрушена. Восстановление храма велось с 2001 по 2003 год на средства немецкой фирмы «Винтерсхаал А.Г.». А по сегодняшний день в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника ведется работа по восстановлению фресковых композиций. Часть живописи сохранилась на стенах и столбах в интерьере церкви и западной паперти. Она укреплена и отреставрирована. В планах реставраторов вернуть собранные в мастерских композиции на стены храма.