УФАС: Бездействие правительства Новгородской области нарушает антимонопольное законодательство
Арбитражный суд Северо-Западного округа поддержал позицию новгородского УФАС России, выраженную в решении антимонопольного органа по делу о непрозрачном распределении медицинским организациям объёмов оказания медпомощи по программе ТФОМС.
Теперь, согласно предписанию антимонопольного органа, правительство Новгородской области должно обеспечить разработку и реализацию механизма распределения объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Новгородской области.
Система должна предусматривать обязательные для комиссии по разработке программы ОМС объективные критерии и систему распределения объёмов оказания медицинской помощи на недискриминационных условиях.
Распределение объёмов медицинской помощи должно быть прозрачным и понятным всем участникам программы обязательного медицинского страхования, сообщает пресс-служба Новгородского УФАС.
Из материалов суда следует, что 20 сентября 2017 года в управление ФАС поступила жалоба на незаконные действия правительства Новгородской области, по результатам рассмотрения которой правительству выдано предупреждение о прекращении действий или бездействий, они содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно решениям комиссии, которая распределяет объёмы оказания медпомощи, на 2016-2017 годы эти объёмы в условиях дневного стационара распределены между 43 медицинскими организациями, восемь из которых относятся к организациям частной формы собственности.
При этом объём распределялся таким образом, что частным организациям досталось в десятки раз меньше объёмов, чем государственным.
Как указывает ООО «Медицинский центр «Альтернатива», оно неоднократно оспаривало действия комиссии по не предоставлению объёма медицинской
помощи в 2017 и 2018 годах в арбитражном суде Новгородской области. Суд постановил признать решение комиссии о невыделении объёмов медпомощи на 2018 год незаконным.
При этом суд отметил, что какого-либо обоснования решения комиссии не было, несмотря на то, что организация подтвердила госпитализацию по дневному стационару за предыдущий год.
Суд пришёл к выводу, что применяемый сейчас на территории Новгородской области порядок распределения объёмов медицинской помощи, оказываемой в рамках программы ОМС, не обеспечивает возможностей равного доступа всех заинтересованных медицинских организаций на рынок оказания медицинских услуг в рамках указанной программы.
Решение о выделении определенных объёмов медицинских услуг конкретной медицинской организации принимается комиссией в условиях, исключающих конкурентную борьбу за право оказания данных услуг. Фактически медицинская организация, включённая в территориальную программу ОМС, не получает никакого объёма медицинских услуг, хотя имеет для этого все предусмотренные законом возможности.
Медицинские организации, участвующие в программе ОМС, лишены права состязаться за право получения объёмов работ в рамках территориальной программы.
Решение о предоставлении или отказе в предоставлении определенного объёма медицинских услуг принимается комиссией по внутреннему убеждению, без учёта необходимости обеспечения равного доступа медицинских организаций на этот рынок и обеспечения для них возможностей свободной и честной конкурентной борьбы, посчитали в суде.
Из представленных решений комиссии невозможно установить какими критериями она руководствовалась при определении того или иного объёма предоставления медицинской помощи каждой медицинской организации, а также что служило основанием для отказа медицинской организации в предоставлении такого объёма.
Такой подход к принятию решений комиссией приводит к бесконтрольному распределению объёмов предоставления медицинской помощи и наличию сомнений в правильности принятия решений, говорится в резолютивной части решения суда.
Доводы суда первой инстанции были оспорены в нескольких арбитражных судах, но в итоге суд принял сторону УФАС.