«Новгородавтодор» расторг контракт на содержание дорог Старорусского района с ООО «Ситиком». Компания связывает это с судебными исками против организации

В начале марта этого года ГОКУ «Новгородавтодор» направил в адрес компании «Ситиком» уведомление об одностороннем расторжении контракта на содержание дорог Старорусского района. Контракт заключили 21 декабря прошлого года, следить за состоянием 600 километров дорог компания должна была с 1 января 2021 года до 31 декабря 2022 года. Сумма контракта — 114,37 млн рублей. Бюджет сэкономил на торгах 30 млн рублей.

© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»
© Фото из архива интернет-портала «Новгород.ру»

Не прошло трёх месяцев с начала исполнения контракта, как заказчик — ГОКУ «Новгородавтодор» — решил в одностороннем порядке его расторгнуть. По мнению организации, подрядчик — ООО «Ситиком» — свои обязанности исполнял недобросовестно. В частности, за два месяца действия контракта, «Новгородавтодор» успел выписать 37 предписаний, половина из которых была не исполнена.

Главная цель работ по содержанию автодорог — обеспечение безопасности движения. Если дороги не убирать, особенно зимой — это непременно приводит к большому количеству дорожно-транспортных происшествий.

В Новгородской области неохотно расторгают контракты с подрядчиками, как правило, это происходит уже когда срок исполнения работ уже подходит к концу и невооружённым взглядом видно, что что-то пошло не так. Например, тот же «Новгородавтодор» сейчас подал документы в УФАС о расторжении контракта с компанией «Спецдорпроект» — он был заключён в 2016 году. Также с компанией «Трэксервис» контракт расторгли спустя практически год после окончания его исполнения.

Но в этот раз заказчик — ГОКУ «Новгородавтодор» — пришёл к решению расторгнуть контракт за рекордные два месяца, при том, что акты выполненных работ заказчик подписывал без каких-либо официально выраженных претензий.

Основанием для решения о расторжении контракта также послужили два ДТП на территории Старорусского района: два водителя не справились с управлением 3 февраля, несколько человек получили травмы. В ежедневной сводке УГИБДД России по Новгородской области указано, что водители не учли погодные условия и превысили безопасную скорость.

Вместе с тем, ДТП в Старорусском районе — не единственные, в которых водители не учли дорожные и погодные условия. При беглом просмотре сводок с начала января чаще всего с такой формулировкой — «не учёл дорожные и погодные условия» — аварии регистрировали в Новгородском районе, там с вождением не справились семь человек.

Три ДТП с пострадавшими по таким причинам зарегистрировали в Боровичском районе, а в Великом Новгороде — четыре. Не смогли учесть дорожные и погодные условия также несколько водителей в Валдайском, Шимском, Чудовском, Окуловском и Маловишерском районах. Возможно, на исполнение работ подрядчиков в этих районах тоже стоило обратить внимание.

При этом за сутки отсутствия подрядчика на дорогах Старорусского района из-за расторжения с ним контракта зарегистрировали шесть ДТП. Видимо, не так уж и плох был исполнитель, а вот из каких соображений действовал заказчик, должны разбираться правоохранительные органы: безопасность на дорогах теперь никем не обеспечивается.

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке влечёт за собой довольно неприятные для исполнителя последствия: его могут включить в реестр недобросовестных подрядчиков. Это означает, что он не сможет принимать участие в закупках, в которых одним из условий является отсутствие подрядчика в этом реестре. Как несложно догадаться, подавляющее большинство заказчиков это требования в закупках всё же выдвигают.

Кроме того, подрядчику вероятнее всего не вернут деньги, которые он вносил для обеспечения заявки. В этом контракте сумма составила 14,5 млн рублей.

Зачем расторгать двухлетний контракт спустя два месяца после его заключения? Между компанией «Ситиком» и ГОКУ «Новгордавтодор», судя по картотеке арбитражных дел, проводится несколько споров, в большей части по ограничению конкуренции.

Об этих судах мы писали подробно — компания «Ситиком» добивается признания контрактов на ремонт дорог ограничивающими конкуренцию. Из-за укрупнения лотов не все подрядчики могут принять участие в торгах: на них могут заявиться только те компании, у которых есть исполненный контракт на сумму, не меньшую чем 20% от максимальной цены размещённого аукциона. Это значит, что если начальная цена контракта составляет 932,16 млн рублей, то участник торгов должен был выполнить хотя бы один контракт на 186 млн рублей.

В Новгородской области до начала реализации нацпроектов никогда не разыгрывали таких крупных контрактов, поэтому местные подрядчики не могут стать участниками торгов ни при каких условиях. По мнению истцов, укрупнение лотов — это искусственно созданное ограничение конкуренции.

В Новгородской области за два года заказчикам почти не удавалось сэкономить бюджетные средства, а в других регионах экономия составляла от 0,43% до 12,32%. Кроме того, область лишается налогов, которые компании из других регионов направляют по месту регистрации организаций.

Несмотря на тянущиеся судебные процессы, компания «Ситиком» выиграла и заключила контракт на содержание дорог Старорусского района стоимостью 114 млн рублей. Однако его расторгли. ООО «Ситиком» считает, что действия «Новгородавтодора» по отказу от исполнения контракта в одностороннем порядке являются злоупотреблением реализации прав заказчика, закреплённых пунктом 2 статьи 715 ГК РФ.

Расторжение контракта приведёт к необходимости проводить новый аукцион, на это требуется время. Кто и как будет убирать в это время 600 километров дорог в Старорусском районе, остаётся вопросом. Кто будет виноват в ДТП, вызванные дорожными и погодными условиями на неубранных дорогах — тоже. Эти вопросы должны задавать себе не только чиновники, но и правоохранительные органы.