1487

18 апреля

 

День воинской славы России - победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)

     В 1237 году в Восточной Прибалтике на территории, заселенной племенами ливов и эстов, немецкими рыцарями был образован Ливонский орден.

В 1240 году орден вторгся в пределы Псковской земли. После кратковременной осады немцами был взят Изборск. Псковское ополчение подошло к Изборску, но было разбито рыцарями. Немцы перешли реку Великую, разбили палатки под самыми стенами Псковского кремля, сожгли посад и стали разорять окрестные села. Овладев Псковом, ливонские рыцари взяли заложников и разместили в городе свой гарнизон. Затем Ливонский орден вторгся в пределы новгородских земель. Из Новгорода было отправлено посольство к великому владимирскому князю Ярославу с просьбой о помощи. Тот направил в Новгород вооруженные отряды во главе со своими сыновьями Андреем Ярославичем и князем Александром Невским. Войско новгородцев во главе с Александром Невским освободило занятое рыцарями Копорье и Водьскую землю. Соединившись с дружиной брата Андрея, Александр Невский выступил на Псков, который был взят штурмом. Орденских наместников в оковах Александр отправил в Новгород. Вдохновленные успехами отряды новгородцев вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев. Сам Александр в это время находился близ Изборска. Здесь он узнал, что рыцари направили к Изборску незначительные силы, а их главные силы двигаются напрямик к Псковскому озеру. Туда отправилось и войско Александра. Армии противников сошлись на берегах Чудского озера у Вороньего камня и урочища Узмень. Здесь 18 апреля 1242 года произошло сражение, которое вошло в историю как  Ледовое побоище. Перед боем немцы располагали войском в 10-12 тысяч человек, Александр Невский - в 15-17 тысяч. На рассвете рыцари построились «;клином» (или «;свиньей») и по весеннему, не слишком крепкому льду озера двинулись на русских.

Александр к этому времени уже выстроил новгородцев «;пятком», тыл которого опирался на обрывистый крутой восточный берег озера. На флангах русских расположились конные дружины, в основании «;пятка» выстроилась вооруженная копьями пехота, а впереди находились лучники.

Княжеская дружина была укрыта в засаде, играя роль общего резерва. Немецкие рыцари и их пехота были встречены тучей стрел, что заставило фланги «;клина» сильнее прижаться к центру. Немцам удалось прорвать центр боевого порядка новгородцев. Часть русской пехоты даже обратилась в бегство. Но наткнувшись на обрывистый берег озера, строй малоподвижных рыцарей смешался и не смог развить свой успех. В это время фланговые дружины новгородцев зажали, как клещами, немецкую «;свинью» с флангов. Александр со своею дружиною ударил с тыла. Русская пехота крючьями стаскивала рыцарей с коней и уничтожала их. Немцы не выдержали напряжения битвы и бросились бежать. Александр организовал преследование, которое велось на протяжении семи километров, до западного берега Чудского озера. Лед подламывался под беглецами, многие утонули, многие были взяты в плен. Ливонцы потерпели полное поражение. Было пленено около полусотни знатных рыцарей, убито около пятисот воинов. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также отказывались от части Латгалии.

 

102 года назад (1906) в результате землетрясения разрушена часть Сан-Франциско

     Одно из первых упоминаний о городе восходит к концу XVIII века.

Именно тогда испанцами на месте будущего города было основано первое поселение. Среди нескольких десятков небольших домиков возвышалась церковь, посвященная Св.Франциску Ассизскому, в честь которого впоследствии и был назван  Сан-Франциско . В 1821 году вся Калифорния отошла во владение Мексики, но незадолго до этого на утесе, получившему название Форт Росс, высадились русские охотники, промышлявшие добычей морских котиков.

С тех самых пор река, протекающая рядом с фортом, носит название Русская река. Золотая лихорадка, поиски сказочного Эльдорадо манили в Калифорнию и богатых и бедных. Разбогатевшие горожане приглашали для строительства своих особняков обычно архитекторов с мировым именем. Город рос, развивался и хорошел; в нем возводились великолепные здания общественных учреждений и гостиниц, промышленных корпораций и банков. Причем в банках оседало не только золото, но и серебро, обнаруженное в 1859 году в соседнем штате Невада. В архитектурном отношении Сан-Франциско представлял собой причудливую смесь старых и новых зданий. Многие из них были возведены без какого-либо учета возможных стихийных бедствий, а ведь рядом с городом проходит разлом Сан-Андреас - своего рода гигантский «;шрам», протянувшийся через разнородные природные области.

Со времени своего основания Сан-Франциско пережил немало землетрясений, во время некоторых из них были даже небольшие разрушения. Но о серьезной опасности никто из жителей города не думал. Ранним утром 18 апреля 1906 года тоже ничто не предвещало беду: погода накануне была прекрасная, теплый вечер привлек в парки и театры массы народа, рестораны и кафе даже за полночь были полны посетителей.

Метеорологи предсказали ясную, спокойную погоду, и день обещал быть нежарким. Но в 5 часов 11 минут по местному времени раздался первый удар, от которого проснулись многие жители; за ним последовали второй - самый сильный и разрушительный, после него еще целый ряд сотрясений, но уже более слабых.

Страшный гул и треск лопающихся зданий, как сокрушительный смерч, прокатился по улицам. От подземного удара, продолжавшегося всего 40 секунд, зашатались многоэтажные здания, вздыбились переулки. Обрывались линии электропередачи, лопались газопроводные и электропроводные трубы... Корежился асфальт, из мостовой вылетали булыжники, разрывались трамвайные рельсы, опрокидывались вагоны и автомобили. Гигантское облако пыли взметнулось в небо и затмило солнце. Внезапно наступившая темнота окутала весь Сан-Франциско, только вспыхивали яркие зарева пожарищ. Красавец-город, расположившийся в уютной зеленой бухте, город-курорт в считанные секунды превратился в пылающие развалины. Подсчитано, что сила этого землетрясения составляла 8,3 балла по шкале Рихтера. Под разрушенными зданиями и в пожарах, которые охватили деревянные строения в первые же минуты после подземных толчков, погибли восемьсот человек.

Но город был отстроен заново, возродился из пепла, как сказочная птица Феникс. Новому  Сан-Франциско  присущи яркие и колоритные сочетания традиций, обычаев и культур разных народов и стран, отраженных в архитектуре города.

 

85 лет назад (1923) основано спортивное общество «;Динамо»     Спортивное общество «;Динамо» создано по инициативе Ф.Э.Дзержинского. 18 апреля 1923 года учредительное собрание группы физкультурников и спортсменов - чекистов приняло решение о создании московского пролетарского спортивного общества «;Динамо».

Собрание в тот же день утвердило программу и устав общества.

С первых лет существования общество «;Динамо» вносит значительный вклад в развитие всех видов спорта, получивших распространение в стране; работали секции по многим видам спорта, но приоритет отдавался тем видам, которые так или иначе работали на оборону.

Это стрельба, все виды борьбы, фехтование (тогда в ее программу входил и штыковой бой). В мае 1923 года было решено создать показательную (инструкторскую) футбольную команду. В 1926 году были окончательно выбраны цвета флага и формы; динамовцы начали выступать в знакомой теперь миллионам болельщиков бело-голубой форме с буквой «;Д», обрамленной синим ромбиком.

А до этого они играли в форме, заимствованной у известного до революции клуба КФС: белые футболки, черные трусы, черные гетры с белой полосой. В 1991 году правопреемником Всесоюзного общества «;Динамо» стало Всероссийское физкультурно-спортивное общество «;Динамо. В 1996 году получило статус общественно-государственного объединения, призванного организовывать и обеспечивать внеслужебные формы физической подготовки сотрудников и военнослужащих органов и войск охраны правопорядка и безопасности.

 

68 лет назад (1940) родился Владимир Викторович Васильев, артист балета, народный артист СССР     Владимир Васильев родился 18 апреля 1940 года в Москве.

Впервые вышел на сцену Большого театра в возрасте 8 лет, когда станцевал партию октябренка в балете «;Рубиновые звезды». В 1958 году окончил Московское хореографическое училище, затем - балетмейстерское отделение ГИТИС. По окончании МХУ в 1958-1988 годах - ведущий солист и премьер Большого театра. Первые самостоятельные партии В.Васильева - Данила («;Каменный цветок») и проникнутый юмором и озорством почти скоморошьей игры образ Иванушки («;Конек-горбунок»).

Носитель лучших традиций русского балета, Васильев постиг все тонкости и современной хореографии. Он станцевал одержимого любовью Меджнуна («;Лейли и Меджнун», создав яркий образ восточного принца из легенды. В партии Петрушки в одноименном балете артист сочетал подчеркнутую «;кукольность», гротесковую механичность движений с трагизмом душевных состояний.

В новом воплощении партии Базиля («;Дон Кихот») поразил дерзким сочетанием виртуозных комбинаций. Большая удача Васильева - партия Щелкунчика-принца («;Щелкунчик»). По-новому решил Васильев партию Ромео («;Ромео и Джульетта»), показав духовную эволюцию юноши от веселых проказ в начале спектакля до трагических прозрений в финале.

В партии Дезире («;Спящая красавица») Васильев ищет поэтически-действенное начало романтического образа. Свое прочтение классической партии предложил он и в роли Альберта («;Жизель»). Выдающаяся работа артиста - партия Спартака. С 1971 года Владимир Васильев ставит балетные спектакли в нашей стране и за рубежом («;Икар», «;Эти чарующие звуки», «;Макбет»).

Поставил оригинальные телебалеты «;Анюта» и «;Дом у дороги». Снимался в кинофильмах-балетах «;Сказка о Коньке-Горбунке» и «;Спартак, телебалете «;Трапеция», телефильме «;Жиголо и Жиголетта».  Участвовал в спектаклях труппы Мориса Бежара «;Балет ХХ века», «;Марсельского балета», театра Неаполя «;Сан Карло», театра Арена ди Верона и др.

В 1988 году после разрыва с Ю.Григоровичем Васильев вместе со своей женой, солисткой балета Екатериной Максимовой покинул Большой театр. Работал балетмейстером труппы Кремлевского Дворца съездов «;Балет Кремля», где поставил несколько спектаклей, в том числе «;Золушку».

С марта 1995 по сентябрь 2000 года - художественный руководитель-директор Государственного академического Большого театра России. После ухода с поста руководителя Большого в декабре 2000 года выступил в Римской опере в премьере специально подготовленного для него спектакля «;Долгое путешествие в Рождественскую ночь» в качестве танцовщика и драматического актера.

С 1982 года - педагог, в 1986-1995 годах - заведующий кафедрой хореографии ГИТИС, профессор с 1990 года. Почетный профессор МГУ, действительный член Международной Академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Творчеству Васильева и Максимовой посвящены телефильмы «;Дуэт», «;И осталось, как всегда, недосказанное что-то...», французский видеофильм «;Катя и Володя».

 

5 лет назад (2003) умер Эмиль Владимирович Лотяну, режиссер, писатель, сценарист, народный артист РСФСР     Эмиль Лотяну родился 18 апреля 1936 года в селе Секуряны Черниговской области (Украина).

В 1962 году, после окончания ВГИК, был кинорежиссером на киностудии «;Молдова-Фильм», с 1974 года работал на «;Мосфильме». Как поэт он стал известен благодаря сборникам стихов «;Збучум» («;Беспокойство»), «;Кемаря стелелор» («;Звездный зов»), «;Ритмурь» («;Ритмы»).

Ему также принадлежит авторство произведений «;Виоара албэ», «;Буколика» (Пасторальная поэзия) и «;Лэутары»; последние два стали кинематографическими новеллами.

Его первым полнометражным фильмом стал фильм «;Ждите нас на рассвете». Следующей крупной работой была картина «;Красные поляны». Фильм «;Лэутары» (1971) принес Э.Лотяну всемирную известность, он получил премию «;Серебрянная раковина» на Всемирном кинофестивале в Сан-Себастьяне (1972). В 1976 году на киностудии «;Мосфильм» Лотяну снял картину «;Табор уходит в небо», которая была премирована главной наградой - «;Большой Золотой раковиной» - на  XXIV Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.

Фильмы режиссера «;Мой ласковый и нежный зверь», «;Анна Павлова» вошли в сокровищницу советского кинематографа. Э.Лотяну известен также короткометражными фильмами «;Мой белый город», «;Еужениу Дога» и «;Светлана Тома». Лауреат Государственной премии Молдавской ССР 1988 года в области литературы и искусства за фильм «;Лучафэрул», лауреат ежегодной премии румынского культурного фонда (2001).

Умер Эмиль Лотяну 18 апреля 2003 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».