Алексей Гиппиус рассказал, как в Великий Новгород вернулась чернильная грамота, найденная здесь в 1952 году
Член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус прочитал публичную лекцию в Доме научной коллаборации имени Софьи Ковалевской. Лингвист рассказал о берестяных грамотах, которые были найдены в завершившемся полевом сезоне.
На Пятницком раскопе в Старой Руссе этим летом обнаружили грамоту №52. Её датировали второй половиной XVII века. Это классический документ для Старой Руссы — реестр соляного сбора. Сама соль не упоминается, но учёные уверены, что речь в документе идёт про неё.
— На улице Ильиной мы нашли сразу несколько грамот. Среди них оказалась грамота №1137. Это не простой документ второй половины XIV века. Сохранилась только середина текста вместе с краями. Кроме того, мы обнаружили дыры на грамоте. Сегодняшняя гипотеза: в грамоту продели тесьму и опечатали документ в свёрнутом виде. Отсюда следует вывод о том, что документ был серьёзным, — рассказал Алексей Гиппиус.
При чтении текста возникли сложности. Четыре человека прочитали грамоту по-разному. Сошлись на том, что сохранившийся фрагмент повествует о судьбе пойманного разбойника, которого «перемчали за рубеж до Хотуня». Определить достоверно, о каком месте идёт речь, пока не удалось.
Значимым событием в этом году стало возвращение в Великий Новгород грамоты №13. Её обнаружили на Неревском раскопе в 1952 году.
— Это была первая обнаруженная чернильная грамота. Она померкла буквально в руках у археологов на солнечном свете, поэтому прочесть сразу не удалось. Её отправили в Ленинград для более детального изучения, однако там она затерялась. Нашлась грамота только в этом году, и её вернули обратно в Новгород. Здесь оказалось, что текст разобрать всё-таки возможно. По тем отрывкам, что нам уже удалось расшифровать, мы определи обозначение «полтин», выступающих единицей измерения займа. Оставшаяся часть текста будет прочитана позже, — отметил Алексей Гиппиус.