Поршни да ножны: в Старой Руссе начался археологический сезон

В Старой Руссе начался новый полевой археологический сезон. На прошлой неделе на Пятницком раскопе №2 приступили к работе студенты-историки первого курса Новгородского университета. Перед этим сотрудники Старорусской археологической экспедиции НовГУ в течение нескольких недель занимались осушением чаши раскопа, а это котлован глубиной более четырех метров.

© Фото Елены Николаевой
© Фото Елены Николаевой

Половина территории — это уже исследованная до материка часть усадьбы «А» Пятницкого раскопа №1. Археологи продолжают засыпать её отработанным грунтом — культурным слоем усадьбы «Б», который они перебирают вручную до мельчайших фракций.

В этом году студенты-историки НовГУ работают в слоях первой половины XIII века. Это домонгольская Русь: ещё нет разорения и пожарищ, но уже куются мечи, которыми предстоит отражать нашествие кочевников. Не случайно же в прошлом году на Пятницком раскопе было найдено столько кожаных фрагментов ножен.

— В этом году мы ждём много интересных находок. Впрочем, каждый год перед началом полевого сезона мы испытываем волнение и предвкушение новых открытий. Но работы только начались. Выбираем осыпи, которые образовались по периметру раскопа за время его консервации. Начинаем вскрывать культурный слой. Вот недавно нашли железный наконечник стрелы. Традиционно много кожи, которая хорошо сохраняется в мокром слое Старой Руссы. Это, например, фрагменты ножен, которых много было в прошлом сезоне (в том числе, от мечей или сабель), а также фрагменты обуви и обрезков, остающихся при её изготовлении, — рассказал Кирилл Самойлов, научный сотрудник Центра археологических исследований при кафедре истории России и археологии НовГУ, заместитель начальника Старорусской археологической экспедиции.

© Фото Елены Николаевой
© Фото Елены Николаевой

Археологи любят повторять, что расхожее утверждение про «лапотную Русь» — это явно не к средневековой Русе относится. Здесь люди шили себе кожаную обувь, в том числе и детям. Это были как простейшие по́ршни (современная поговорка «шевели поршнями» родом оттуда), так и высокие сапоги и даже украшенные элегантной вышивкой женские туфли. Кстати, плетёные изделия из бересты также хорошо сохраняются в мокрых слоях. И за десятилетия археологических исследований в Старой Руссе соотношение найденных лаптей и кожаной обуви не в пользу лаптей. А вот кошели и сумки из бересты встречаются чаще.

Совсем скоро к 30 студентам-историкам первого курса НовГУ присоединятся 15 будущих учителей истории. А затем в Старую Руссу приедут на практику студенты национального исследовательского университета Высшей школы экономики из Санкт-Петербурга.

А когда сезон студенческих практик закончится, на Пятницком раскопе заработает археологическая школа.

— Летняя археологическая школа «Старая Русса — Пятницкий раскоп», в которую ежегодно стремятся попасть многие любители археологии из самых разных уголков нашей страны, начнёт свою работу во второй половине июля. Будет две смены. Напомню, уже несколько лет этот наш проект поддерживает грантами фонд «История Отечества», — рассказала руководитель Старорусской археологической экспедиции НовГУ, завкафедрой истории России и археологии, кандидат исторических наук Елена Торопова. — Для нас «Летняя школа» — это не только возможность эффективно продлить работу Пятницкого раскопа после оттока практикантов, но прежде всего возможность приобщить к изучению археологического прошлого Старой Руссы десятки новых людей, которые, возможно, впоследствии выберут историю своей профессией и сделают серьёзные археологические открытия.