Роль провинции в контексте русской культуры обсудили на конференции в НовГУ
В рамках научно-практической конференции «Провинция в русской культуре» в Гуманитарном институте НовГУ сегодня состоялось третье заседание и подведение итогов. В этом году исполняется 120 лет с момента пребывания Максима Горького в Старой Руссе.
Событие стало поводом для обсуждения роли провинции в контексте русской культуры через призмы литературоведения, лингвистики, культурологии, музееведения, истории театра. В октябре 2024 года запланирован выход сборника материалов конференции.
— Юбилейная дата — всегда повод для проведения различных форумов и конференций. Думаю, для многих людей культурные центры связаны с большим числом известных фамилий писателей, художников. И поэтому было решено провести конференцию в двух городах — Великом Новгороде и Старой Руссе. Несмотря на то, что люди живут в Москве или Санкт-Петербурге, они исследуют тексты русских писателей, которые упоминали в своих работах Новгород или Старую Руссу. Как объект для исследования это очень интересно, — отметила завкафедрой журналистики НовГУ Татьяна Каминская.
Всего на сегодняшнем заседании прозвучало 14 докладов. Доцент и кандидат педагогических наук УрФУ, Анна Сумская, одна из первых представила свой доклад «Человек в медиа периферийной России».
— Если мы говорим о будущем человека и будущем медийной периферии, то оно видится достойным. В медийном центре ребёнок имеет значение вместе со всей страной. Поэтому если дети наше будущее, то мы надеемся на то, что человек в медийной периферии имеет возможность жить и быть светлым и хорошим. И также он может быть вписан в разные государственные программы, — рассказала Анна Сумская.
Преподаватель культурологии ВШЭ Светлана Пахомова выступила с докладом «По ту сторону «Границы»: штетл как чужеродный опыт для советских евреев на примере фильма Михаила Дубсона».
— Фильм «Граница» подвергся колоссальной цензуре. Была первая версия сценария, которая называлась «Чёрный венец». Дубсон снял этот фильм, но ему не дали прокатное удостоверение, если говорить современным языком. И режиссёр долго думал над тем, как этот фильм изменить. В итоге он переписал сценарий, но решил оставить основных персонажей. С этого момента фильм больше тяготел не к трагичному, а комичному жанру с сатирическими элементами. Повезло, что картина вышла в 1935, а не в 37-ом, потому что на тот момент было много проблем. Положительные отзывы Горького сыграли в этом важную роль. Именно после этого фильм «Граница» перестали сильно критиковать, — пояснила Светлана Пахомова.
Соорганизаторами конференции выступили Новгородский музей-заповедник и институт мировой литературы имени Максима Горького Российской академии наук.
Автор: Стефания Василевская