1735

21 берестяная грамота и не только: на "экваторе" полевого сезона

В этом сезоне археологи нашли в Великом Новгороде уже 21 берестяную грамоту. Все они найдены на Троицком раскопе. 20 — на том же участке ( «усадьба Ж» ), где в 2010 году нашли 42 грамоты, и одна - в стене раскопа. Эта, последняя, письмо от Алекши к Жадену о том, чтобы за долги забрали корову покойного Хотослава. И Хотослав, и Жаден при этом уже известны учёным по найденным ранее грамотам.

15 писем, найденных теперь, написаны одной рукой. Эта рука новгородца Якима хорошо известна учёным. Яким теперь — автор 35 грамот. И если раньше предполагали, что Яким — некое духовное лицо, то теперь, с помощью новых писем, статус его вырисовывается иначе. Возможно, он был управляющим в богатом боярском семействе. Грамоты Якима свидетельствуют о большой экономической активности усадьбы. Упоминаются и большие посевные площади, и два берковца (320 килограммов) соли, и три тысячи беличьих шкурок (из грамоты учёные узнали цену одной шкурки — 0,7 куны).

Член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус говорит, что уникальной оказалась одна небольшая грамота Якима. Уникальность в том, что надпись на бересте сделана не вдоль, а поперёк, сверху вниз. В Великом Новгороде таких грамот не находили, а вот все три грамоты, найденные в Москве, написаны именно так.

Среди найденных грамот — и хозяйственные документы и письма. Одно из них — «Толи твое бологодечь что мне сули» - в переводе: «Это ли благодеяние, что ты обещал?», по словам Алексея Гиппиуса — замечательный образец средневековой риторики.

Найдена также грамота с заговором от лихорадки («трясовицы») — интересный образец христианской магии.

С начала сезона археологи в Великом Новгороде сделали немало интересных находок. На Троицком раскопе, помимо берестяных грамот, найдено значительное число интересных предметов. Среди них — ювелирные украшения из бронзы и свинцово-оловянных сплавов. В том числе, недоделанные, свидетельствующие, что где-то здесь, возможно, существовала ювелирная мастерская. Найдены два колка от музыкальных инструментов.

На Троицком раскопе археологи исследуют больших размеров (6 на 8 метров) постройку-пятистенок с остатками печи. Объект уже прозвали «линкором» (именно здесь найдено большинство грамот).

На раскопе «Алексеевский-2» в районе Белой башни нашли глиняный свисток, в который и сейчас можно посвистеть.

В Новгородском кремле продолжается исследование остатков древней церкви Входа в Иерусалим.

Большой раскоп «Лукинский-2» действует в этом году на улице Лубяница. Культурный слой здесь составляет полтора метра. На раскопе уже нашли четыре вислых печати. Небольшой участок раскопа оказался на территории старинного кладбища, примыкавшего к несуществующей сейчас церкви святого Луки.

Заместитель директора Института археологии РАН Пётр Гайдуков, рассказывая о раскопе, вспомнил, как ещё в семидесятые годы руководитель Новгородской археологической экспедиции Валентин Янин шутил: «Умирали ли древние новгородцы?». Дело в том, что вопрос о том, как было организовано в древнем Новгороде похоронное дело, долгое время оставался мало исследованным.

До сих пор археологи исследовали погосты у новгородских церквей. Впервые они встретились с кладбищем, которое располагалось в жилом квартале — древняя улица проходила в трёх метрах от него. Учёные надеются, что исследование древнего погоста даст богатый материал для антропологов. Антропологические исследования древних новгородцев — дело относительно новое и материал для них необходим.

Напомним, что осенью прошлого года на Ермолинском кладбище состоялось перезахоронение останков жителей Новгорода, обнаруженных археологами в средневековых погребениях XV-XVIII веков.

Интернет-газета «Ваши новости»