1676

25 марта

1843 - в Лондоне открыт пешеходный тоннель под Темзой1843 - в Лондоне открыт пешеходный тоннель под Темзой, связавший лево- и правобережный районы Лондона.

Тоннель был построен в 1843-м году талантливым потомственным инженером Марком Брюнелем. Это - первая удачная попытка возведения магистрали под большой рекой. Компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой была создана в 1824 году, но работы были закончены лишь в 1843 году, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля.

Так появился первый подводный путепровод длиной 365 метров, связавший лево- и правобережный районы Лондона. Тоннель под Темзой  строился на «;городские» деньги. Первые годы он использовался как пешеходный и для лошадиных упряжек, пока не пустили поезда. Этот тоннель  используется до сих пор. Он выполнен настолько качественно, что первые крупные ремонтные работы в нем были проведены лишь в 90-х годах ХХ столетия. Брюнель продемонстрировал возможность строительства  тоннелей и проложил путь развитию современного метро.1921 - родилась Симона СИНЬОРЕ1921 - родилась Симона СИНЬОРЕ (1921-1985), французская актриса.Симона Синьоре (фамилия по отцу - Каминкер) родилась в Висбадене (Германия). В юности работала машинисткой, училась на драматических курсах Сикара в Париже. Во французском кино Синьоре с 1941 года. Вначале снималась в массовках, играла маленькие роли (фильмы «;Болеро», Идеальная пара»). Первая заметная роль - служанка бара в фильме «;Демоны зари» (режиссер - первый муж Симоны Ив Аллегре). Симона Синьоре еще дважды снималась в фильмах Аллегре («;Деде из Антверпена» и «;Проделки»). Широкую известность ей принесло исполнение роли Мари в фильме режиссера Жака Беккера «;Золотая каска» (1952). Исполнение этой роли, проникнутое глубиной и подлинным драматизмом, было отмечено призом британских режиссеров и критиков «;Фомина». Наиболее полно драматический талант Симоны Синьоре раскрылся в ролях Терезы Ракен (одноименный фильм Марселя Карне и Элизабет Проктор (фильм «;Салемские колдуньи» по пьесе Артура Миллера).

Тонкое мастерство Синьоре ярко проявилось в роли Элис в фильме английского режиссера Джека Клейтона «;Место наверху». За исполнение этой роли актрисе была присуждена первая премия на Международном кинофестивале в Каннах и премия «;Оскар» Американской академии киноискусства.

Среди значительных работ актрисы - роли в фильмах «;Тень и свет», «;Смерть в этом саду», «;Купе убийц», «;Кот», «;Вся жизнь впереди».

Наряду с кино Синьоре успешно играла в театре. В парижском театре Сары Бернар она 280 раз исполнила роль Элизабет Проктор в «;Салемских колдуньях» А.Миллера. Партнером Синьоре в этом спектакле, впервые поставленном в 1954 году, был ее муж Ив Монтан. Симона Синьоре и Ив Монтан, доставляя друг другу немало страданий в совместной жизни, долго радовали зрителей своим истинно драматическим талантом.

Во время съемок в США в картине «;Займемся любовью» у Монтана начался роман с Мерилин Монро. Синьоре тяжело переживала измену мужа, начала пить, красота постепенно уходила. Последние десять лет жизни Синьоре занималась литературной деятельностью, выступая в печати. Написала книги воспоминаний: «;Ностальгия уже не та» и «;Будет ли завтра радостным?». Роман «;Прощай, Володя» вышел в свет незадолго до смерти актрисы. Она умерла 30 сентября 1985 года. Ее прах покоится на кладбище Пер-Лашез, в той же могиле покоится прах Ива Монтана, пережившего жену на шесть лет.1479 - родился ВАСИЛИЙ III1479 - родился ВАСИЛИЙ III (1479 - 1533), великий князь владимирский и московский, государь всея Руси.Василий III - великий князь владимирский и московский с 1505 года , сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог - племянницы последнего византийского императора.

Женат был дважды: на Соломонии Сабуровой (1505) и Елене Глинской (1526). От первого брака детей не имел. От второго родился сын, будущий царь Иван Грозный. Василий III энергично боролся за централизацию государства; при нем к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли: в 1510 году - Псков, в 1513 году - Волоцкий удел, около 1521 года - Рязанское, в 1522 году - Новгород-Северское княжества.

Во внутренней политике Василий III опирался на церковь, поддержавшую его в политической борьбе с феодальной оппозицией. Отличался жесткостью: в 1521 году за отказ участвовать в борьбе с удельным князем Василием Ивановичем Шемячичем был сослан митрополит Варлаам, тогда же подверглись опале бояре князья В.В.Шуйский, И.М.Воротынский и другие. В 1525 году за выступление против политики великого князя был казнен И.Н.Берсень-Беклемишев, осуждены Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В правление Василия III росло поместное дворянское землевладение, принимались меры по ограничению политических привилегий княжеско-боярской аристократии.

Василий III начал подготовку денежной реформы, которая, по его мнению, должна была содействовать установлению единой денежной системы в стране. Во внешней политике Василий III боролся за воссоединение русских земель на западе и юго-западе, а также с Крымским и Казанским ханствами. В результате русско-литовских войн 1507-1508, 1512-1522 годов к России был присоединен Смоленск (1514). В княжение Василия III большое развитие получила общерусская культура. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533 года, успев постричься в агонии под именем Варлаама.1751 - родился Пьетро (Петр Федорович) ГОНЗАГО1751 - родился Пьетро (Петр Федорович) ГОНЗАГО, итальянский художник, с 1792 года работал в России.Родился в Лонгароне близ Венеции в семье мастера декоративной живописи. В Венеции изучал перспективу у А.Визентини и декоративную живопись у Дж.Моретти; испытал глубокое влияние венецианских пейзажистов и декораторов - А.Каналетто, К.Бибиены и Дж.Б.Тьеполо. Большое воздействие на Гонзаго оказала также архитектурная графика Дж.Б.Пиранези. С 1772 года занимался у художников-сценографов братьев Галлиари в Милане. В 1779-1792 годах работал в театрах Милана («;Ла Скала»), Рима, Пармы, Венеции. Приглашенный русским послом князем Н.Б.Юсуповым, в 1792 году приехал в Петербург, став декоратором императорских театров. Выступил как подлинный реформатор русской сцены, применив приемы барокко с невиданной еще здесь последовательностью и маэстрией. Создаваемые им театральные зрелища поражали современников не только бравурной живописностью, но и удивительным правдоподобием своих пространственных эффектов.

Оформлял спектакли в театрах Петербурга (Эрмитажном, Большом, или Каменном, Малом и др.), Гатчины, Павловска, Петергофа, в Петровском (Медокса) театре в Москве. В 1817 году написал 12 перемен декораций для театра, открытого в 1818 году в Архангельском (подмосковной усадьбе Юсуповых), а также зарисовки этих декораций, сделанные крепостными художниками (музей в Архангельском).

Теоретически обобщил свой опыт в ряде сочинений («;Предуведомление моему начальнику, или разъяснение театрального декоратора», «;Музыка для глаз и театральная оптика», «;О чувстве, о вкусе и о прекрасном»), частично изданных в 1807 году в Петербурге.

Внес также большой вклад в русское садово-парковое искусство, активно участвуя с 1792 года в планировке Английского парка в Павловске и создав там целый ряд живописных ландшафтных перспектив (Белая береза, Парадное поле).

По его эскизам там же целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру (в основном утраченные во время второй мировой войны, росписи эти были частично восстановлены в т.н. «;галерее Гонзаго», убранство которой восходит к 1822-1823 годам). По ходу своей деятельности обучил немало русских и иностранных художников и механиков сцены. Уволенный со службы в императорских театрах в 1828 году, продолжал архитектурно-декоративные работы в Павловске. Умер Гонзаго в Петербурге 6 августа 1831 года.1895 - в Москве основана газета «;Русское слово»Издателем газеты стал И.Д.Сытин, в доме которого на Тверской помещалась редакция газеты. Успех  Сытина  в создании издательской империи был обусловлен выпуском дешевых, ярко иллюстрированных изданий для народа, хорошей организацией сбыта своей продукции через сеть торговцев (офеней) и применением передовой печатной техники, приобретенной на Западе.

Сытин  сумел наладить выпуск не только книг и брошюр на любой вкус, но и чрезвычайно популярных периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей.

Среди них  газеты «;Правда Божия», «;Русское слово», журналы «;Вокруг света», «;Северное сияние», «;Вестник спорта и туризма», «;Вестник школы», «;Для народного учителя», «;Заря», «;Модный журнал», «;Нужды деревни», детские издания «;Пчелка», «;Друг детей», «;Мирок», а также иллюстрированные приложения к журналу «;Вокруг света» - «;Журнал приключений», «;На суше и на море».

В этой массе периодических изданий крупнейшим была  газета «;Русское слово» - ежедневная  газета буржуазно-либерального направления.

Выходила в Москве с 1895 по 9 декабря 1917 года. В газете сотрудничали В.М.Дорошевич (с 1902 года - фактический редактор), А.В.Амфитеатров, П.Д.Боборыкин, В.А.Гиляровский, Вас.И.Немирович-Данченко и др. Дорошевич поднял газету на небывалую высоту. Впервые в России была создана газета нового типа - информационная газета, фабрика новостей. Газета имела огромнейший успех. В ней была собрана вся самая свежая и достоверная информация. Все новые события первыми печатались в «;Русском слове». Это была первая русская газета, направившая своих корреспондентов во все крупнейшие города России и многие столицы мира. Дорошевич переустроил «;Русское слово» по типу западных газет. Структура газеты состояла из редакции, конторы, которая ведала финансовой и хозяйственной частью, типографии, предназначенной только для печатания «;Русского слова», и экспедиции, занимавшейся исключительно распространением газеты.

Редакция делилась на два отделения: Московское, руководящее, и Петербургское. Гордостью «;Русского слова » была его «;провинциальная информация» и многочисленный штат провинциальных корреспондентов газеты.

Все происходившее в губерниях отражалось с такой оперативностью, что председатель Совета министров С.Ю.Витте в свое время отозвался о «;Русском слове» как о газете, которая обошла по быстроте собирания сведений даже правительство. К началу 1917 года тираж газеты составлял 600-800 тысяч экземпляров. После февральской революции 1917 года газета поддерживала буржуазное Временное правительство, выступала против большевиков. К Октябрьской революции отнеслась враждебно. Закрыта постановлением Московского ВРК. С января по 6 июля 1918 года выходила под измененными названиями («;Новое слово», «;Наше слово»). В июле 1918 года была окончательно закрыта.1871 - родился Игорь Эммануилович ГРАБАРЬ1871 - родился Игорь Эммануилович ГРАБАРЬ, живописец и искусствовед, народный художник СССР, академикИгорь Грабарь родился в Будапеште.

Закончив юридический и историко-филологический факультеты петербургского университета, учился в Петербургской Академии художеств у Репина, а в 1896-1898 годах - в Школе Ашбе в Мюнхене, где стал затем преподавать.

С 1903 года жил в Москве. Тогда же стал членом «;Союза русских художников» и экспонентом всех выставок этого общества. Свой творческий путь начал с импрессионизма, но довольно скоро пришел к методу дивизионизма. Излюбленный жанр Грабаря - пейзаж, в который он часто вводил изображения древнерусской или старинной усадебной архитектуры («;Сентябрьский снег», «;Белая зима.

Грачиные гнезда», «;Февральская лазурь», «;Мартовский снег»). Грабарь был не только художником. Он - один из основоположников реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В предвоенные годы был попечителем Третьяковской галереи. Именно Грабарем была создана первая хронологическая экспозиция музея. Позже он возглавил Центральные реставрационные мастерские, носящие теперь его имя. Грабарь руководил изданием первой научной «;Истории русского искусства». Умер Игорь Грабарь в Москве 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 1974 - на экраны вышел фильм Василия Шукшина «;Калина красная»Фильм «;Калина  красная» - это пронзительно грустная история вора по кличке Горе, отбывшего срок и пытавшегося начать новую жизнь, о его любви к девушке, с которой познакомился по переписке, и трагической гибели от рук бандитов.

Талантливая, снятая с болезненным надломом картина сценариста, актера и режиссера Василия Шукшина. Он не сыграл роль Егора Прокудина, а прожил всю его жизнь за 108 минут экранного времени. «;Самой сложной задачей в этом фильме было «;разрушить», преодолеть сюжет, перевести разговор в иную, более сложную, плоскость. Рассказать не о злосчастной судьбе рецидивиста - рассказать о душе. О том, как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места» - сказал однажды Шукшин. По опросу журнала «;Советский экран» «;Калина   красная» была признана лучшим фильмом 1974 года, а Василий Шукшин - лучшим актером года.

Картина стала лидером проката, ее посмотрели 62 миллиона зрителей.В день похорон выдающегося мастера в октябре 1974 года, когда траурная процессия подъезжала к Новодевичьему кладбищу, вдоль всей Пироговской улицы, ведущей к некрополю, стояли люди, которые  держали в руках гроздья красной калины.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».