2100

26 июля

Национальный праздник Республики Куба - День национального восстания     В 1952 году, когда Фульхенсио Батиста установил на Кубе диктаторский режим, повстанческое движение в республике возглавил доктор Фидель Кастро Рус, молодой адвокат родом из провинции Орьенте, выпускник Гаванского университета.

26 июля 1953 года группа вооруженных лиц во главе с Кастро попыталась захватить армейские казармы в крепости Монкада в городе Сантьяго-де-Куба. Большинство участников этой акции были арестованы. Кастро со своими сподвижниками предстал перед судом, где произнес свою знаменитую речь «;История меня оправдает». В тюрьме на острове Пинос участники штурма Монкады провели два года и в 1955 году были высланы за пределы Кубы. За границей (в США и Мексике) Кастро организовал «;Движение 26 июля», ставившее своей целью  вооруженное свержение режима Батисты.

2 декабря 1956 года Кастро и 80 его сторонников совершили плавание на яхте «;Гранма» от Мексики к берегам Кубы. В первом бою с правительственными войсками революционеры были разгромлены, но 12 человек во главе с Кастро пробились в горы Сьерра-Маэстра. Кастро организовал повстанческую армию, которая в течение 1956-1958 годов распространила свои действия на другие районы Кубы. В решающих боях в конце 1958 года армия Фиделя разгромила правительственные войска. 1 января 1959 года повстанцы вступили в Гавану. Кастро сформировал новое правительство Кубы из числа своих соратников-революционеров.151 год назад (1856) родился Джордж Бернард ШОУ, английский писатель, лауреат Нобелевской премии     Родился в Дублине в семье служащего, в 1876 году переехал в Лондон, где работал музыкальным и театральным критиком.

Написал пять малоизвестных романов, а затем свою первую пьесу «;Дома вдовцов», поставленную частным образом в 1892 году. Его первой заметной постановкой стала пьеса «;Человек и оружие», показавшая циничность войны. Сборник пьес «;Приятное и неприятное» включал в себя пьесы «;Бабник», «;Профессия миссис Уоррен», поднимающие тему проституции.

В пьесе «;Человек и сверхчеловек» Шоу излагает идеи об эволюции через показ споров попавшего в ад Дон Жуана с дьяволом. «;Антиромантическая» комедия «;Пигмалион», премьера которой состоялась в 1913 году, была написана для Патрик Кемпбелл, блистательной английской актрисы, с которой у драматурга шла тайная, чрезвычайно интимная переписка, начавшаяся в канун XX века и окончившаяся в преддверии второй мировой войны со смертью Кемпбел.

Эта пьеса легла в основу великолепного бродвейского мюзикла, а затем и фильма «;Моя прекрасная леди». В числе поздних пьес - «;Скучный дом», «;Назад к Мафусаилу» и историческая драма «;Святая Жанна». Всего Шоу написал свыше 50 пьес. Нобелевская премия по литературе была присуждена Шоу в 1925 году «;за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Как сказал член Шведской академии Пер Хальстрем, «;Шоу - автор пьес, стал одним из наиболее ярких драматургов наших дней, а Шоу - автор предисловий к пьесам, может считаться Вольтером нашего времени».

Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу на церемонию награждения не приехал, и премию вместо него вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции.

На причитающиеся лауреату деньги Шоу учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков, в особенности переводчиков Стриндберга. Скончался Шоу в своем доме после осложнений из-за падения на 94-м году жизни, до конца сохраняя ясность ума. В день смерти Бернарда Шоу во всех театрах мира погасли огни.82 года назад (1925) впервые поднялся в воздух самолет К-1 конструкции Константина Калинина     Самолет К-1 строился с 1923 года во внеплановом порядке на авиаремонтном заводе в Киеве.

Выбранная инженером и конструктором Константином Калининым схема пассажирской машины стала типовой для его самолетов первого поколения. Это был подкосный моноплан, двигатель - маломощный («;Сальмсон» в 170 лошадиных сил), форменный фюзеляж впервые в отечественной практике был сварен из стальных труб.

В трехместной кабине размещались удобный диван и два кресла. Характерно, что все первые самолеты Калинина имели эллиптические в плане крыло и хвостовое оперение. Такие несущие поверхности имеют меньшее аэродинамическое сопротивление, и конструктор сознательно шел на усложнение технологии производства ради повышения летных качеств.

Постройку К-1 запрещали, откладывали, но все же 26 июля 1925 года самолет поднялся в воздух. Успешно пройдя все испытания, он стал первой отечественной пассажирской машиной, рекомендованной к серийному производству (до 1926 года пассажирские самолеты у нас в стране серийно не строились вообще).

Выпуск самолетов Калинина решено было развернуть в Харькове, где в сентябре 1926 года на базе авиаремонтных мастерских акционерного общества «;Укрвоздухпуть» был создан авиационный завод.

Под руководством К.А.Калинина были созданы пассажирские самолеты К-4 и К-5, обслуживавшие в 1930-х годах авиалинии СССР, а также ряд опытных самолетов. По-настоящему фантастическим достижением Калинина стало строительство двух самолетов-гигантов К-7 и К-12 - крупнейших в мире на тот период. Первый из них был рассчитан на 120 пассажиров и 12 членов экипажа. Так называемый военный вариант К-7 был способен нести не менее 10 тонн бомб при вооружении в 12 пушек. Что же касается К-12, то он стал первым в мире бесхвостым бомбардировщиком дальнего действия - прототипом сверхзвуковой авиации (получил название «;Жар-Птица»).

Последним детищем Калинина стал самолет К-13 - тоже бомбардировщик, но простейшей конструкции. В 1938 году талантливый создатель новой авиатехники, как и многие его коллеги той поры, был ложно обвинен и погиб в застенках НКВД. 72 года назад (1935) родился Леонид Георгиевич Енгибаров, известный цирковой артист, клоун-пантомимист     Леонид  Енгибаров родился в Москве 15 марта 1935 года.

Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, он перепробовал несколько других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 году, поступил в Институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего полгода, перевелся в Институт физкультуры. В то время он профессионально занимался боксом и к середине 1950-х сумел достичь на этом поприще хороших результатов. В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открылось отделение клоунады, и Леонид принял решение туда поступить. Уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы. Закончив училище в 1959 году (в его аттестате была всего лишь одна тройка - по технике безопасности), Леонид отправился в Ереван и поступил в труппу армянского циркового коллектива.

В отличие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков, Енгибаров пошел совершенно иным путем и, наверное, впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду.

Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Вот содержание одной из его миниатюр под названием «;Жажда». В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается до него добраться, однако дается ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания.

И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин, просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминация этой сценки - реакция клоуна на поступок девочки: он начинает... улыбаться. «;Клоун с осенью в душе» - так называли Енгибарова благодарные зрители. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил Первую премию - кубок имени Э.Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь несколько лет назад мало кто воспринимал всерьез. Конец 1960-х годов можно считать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с «;Вечерами пантомимы» на эстраде, пишет прозу (сам В.Шукшин называет его прекрасным писателем), снимается в кино у таких мастеров, как С.Параджанов («;Тени забытых предков»), Р.Быков («;Айболит-66»), В.Шукшин («;Печки-лавочки»), Т.Абуладзе («;Ожерелье для моей любимой»). В 1972 году выходят и два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: «;Знакомьтесь, Леонид  Енгибаров» и «;2 Леонид 2».

Умер замечательный артист в Москве 25 июля 1972 года от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет.56 лет назад (1951) во время раскопок в Великом Новгороде обнаружена первая берестяная грамота     Археологическая наука в России чаще всего опиралась на изучение бытовых подробностей жизни наших предков.

Природные условия, материалы, из которых строились жилища и общественные здания, постоянные междоусобицы и набеги соседей-кочевников оставляли мало надежды на обнаружение простонародных памятников письменности.

Сенсационной оказалась находка экспедиции под руководством профессора А.В.Арциховского в 1951 году в Новгороде, одном из древнейших русских городов. На куске бересты было прочитано письмо простолюдина XV века. Самая первая древнерусская берестяная грамота была обнаружена на древней мостовой Холопьей улицы в слоях XIV-XV веков на Неревском археологическом раскопе.

Грамоту под номером один нашла работница Новгородского мебельного комбината Нина Акулова. Следом за Великим Новгородом берестяные грамоты были обнаружены на раскопах в Москве, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Твери, Торжке, а также в белорусских Витебске и Мстиславле и в украинском Звенигороде.

В настоящий момент таких грамот насчитывается более тысячи. Около 30 древнейших берестяных «;посланий из прошлого» датированы первой половиной XI века, а наиболее поздняя грамота - серединой XV века.

Более 450 грамот были написаны в XI- XIII веках, до нашествия на Древнюю Русь войск Чингисхана. По словам историков, ценность берестяных «;посланий» заключается в том, что они открыли целый информационный пласт, который не могли дать летописные источники.

Как отмечают специалисты, в отличие от текстов древнерусских летописей берестяные грамоты были полны сугубо бытовых деталей. Бытовой тематикой определялась также форма изложения. Большинство «;посланий из прошлого» были написаны на древнерусском разговорном языке и только небольшая их часть - на книжном церковнославянском.

По оценкам специалистов, новгородские культурные слои хранят еще примерно 20 тысяч древнерусских берестяных грамот.14 лет назад (1993) в России началась денежная реформа     Первая денежная реформа советского правительства была проведена в 1922-1924 годах, одновременно проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита.

Реформа имела растянутый характер. В это время появился знаменитый русский червонец - банковский билет, который обеспечивался золотом и активами Государственного банка России. Он приравнивался к царской монете достоинством 10 рублей. Осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые использовались во внешней торговле. Червонец 1922 года был единственной российской конвертируемой валютой. В марте 1924 года денежная реформа была завершена, рубль нового образца был равен 1/10 червонца и обменивался на 50 тысяч рублей совзнаками 1923 года или на 50 миллионов дензнаков всех более ранних образцов.

Деноминация 1947 года была вызвана избыточной денежной массой - следствие эмиссий во время второй мировой войны. В 1947 году правительство отменило карточки и провело денежную реформу, обмен рублей проводился  из расчета десять к одному. Золотое содержание рубля соответствовало 0,222161 грамма золота. Обмену подлежали только бумажные деньги, мелочь оставалась в обращении. Новые деньги были большими и неудобными. В 1961 году произошла хрущевская денежная реформа. С 1 января 1961 года были введены купюры нового образца, одновременно проводилась деноминация из расчета десять к одному. Деньги обменивались в течение трех месяцев. Золотое содержание рубля увеличено в 4 раза и составило 0,987412 грамма чистого золота. Медные деньги достоинством 1, 2 и 3 копейки не менялись. То, что стоило и до, и после реформы копейки, подорожало в 10 раз. Новые деньги были меньше и удобнее старых. Обмен денег в апреле 1991 года, названный «;павловской реформой» (по фамилии премьер-министра СССР), преследовал цель избавиться от лишних купюр в налично-денежном обращении и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке.

Реформа проводилась под предлогом борьбы с фальшивыми рублями, якобы завозимыми из-за рубежа, из обращения изымались 50- и 100-рублевые купюры образца 1961 года.

Пострадавшей стороной было население, поскольку обмен крупных купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: сжатые сроки обмена - три дня; обмену подлежало 51,5 миллиарда рублей из 133 миллиарда наличных, или 39 процентов.

С января 1992 года в России объявляется либерализация цен и свободный обменный курс рубля. Инфляция достигает от 12 до 35 процентов в месяц. К концу 1992 года доллар стоил 415 рублей. С 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена очередная денежная реформа. Вызвана она была галопирующей инфляцией (нулей на деньгах становилось все больше, но угнаться за ценами они не могли) и необходимостью обмена оставшихся денежных билетов образца 1961-1992 годов на купюры нового образца.

Граждане России могли обменять деньги в течение всего срока. На руки выдавались обмененные купюры на сумму не более 100 тысяч рублей. Все деньги свыше этой суммы зачислялись на счет в Сбербанке на полгода с начислением установленного процента по вкладу. Об обмене делалась отметка в паспорте. Не граждане России могли обменять деньги только 26 июля 1993 года, сумма обмена была меньше. Предприятия могли обменять наличные в пределах кассовых остатков на начало дня 26 июля и обязаны были сдать их в банк в течение банковского дня 26 июля.

Сумма сдаваемых денег не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля.

В ходе реформы 1993 года изъято 24 миллиарда банкнот.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».