1488

26 марта

1328 - на Владимирский великокняжеский престол вступил Иван I КалитаВеликий князь московский (с 1325 года), великий князь владимирский (с 1328 года), сын князя Даниила Александровича Иван I заложил основы политического и экономического могущества Москвы.

С его именем связан рост Москвы, укрепление и украшение города. Иван Калита построил в Москве дубовый Кремль, каменные Успенский и Архангельский соборы, ряд других церквей, что свидетельствовало о превращении Москвы не только в политический, но и религиозный центр.

На княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 году была заменена каменной и основан монастырь. Усилению влияния Ивана Калиты в русских землях способствовал переезд в Москву из Владимира митрополита Петра. За участие в подавлении восстания против орды в Твери Иван I получил от хана Узбека грамоту (ярлык) на часть территории Владимирского великого княжества (Кострома) и право княжить в Новгороде.

Присоединил к Москве основную территорию Владимирского великого княжества. Значительно пополнил свою казну (отсюда прозвище «;Калита» - кошель, сумка).

1989 - в СССР состоялись первые выборы народных депутатов на альтернативной основе26 марта 1989 года в СССР состоялись первые за всю историю страны выборы народных депутатов на альтернативной основе.

В соответствии с новым избирательным законом, принятым на XIX Всесоюзной партконференции летом 1988 года, высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов.

Из 2250 депутатов 750 избирались от территориальных округов, еще столько же - от национально-территориальных, и 750 - от общественных организаций. Выборы проходили в условиях, когда еще были прочны позиции административно-командной системы. Потому они были только наполовину свободными: неугодных альтернативных кандидатов отсеивали на окружных собраниях, против их избрания во всю мощь работал партийно-хозяйственный аппарат.

Самым большим скандалом выборов стала победа Бориса Ельцина, в ноябре 1987 года смещенного с высших партийных постов. В Москве на собрании по выдвижению депутатов соперниками Ельцина были космонавт Алексей Леонов и директор ЗИЛ Евгений Браков. В конце долгих дебатов неожиданно выступил космонавт Леонов. Он призвал своих сторонников голосовать за Ельцина - и тот в конечном итоге был зарегистрирован как кандидат в депутаты. На выборах за Ельцина проголосовали 90 процентов жителей Московского округа.

1923 - умерла Сара Бернар, великая французская актрисаСара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже в семье инженера. По окончании драматических классов Парижской консерватории в 1862 году актриса дебютировала в театре «;Комеди Франсез». Затем «;Жимназ», «;Порт-Сен-Мартен», «;Одеон» и снова «;Комеди Франсез». Бернар играла молодых героинь классического и современного репертуара. Это были пьесы Расина, Гюго, Вольтера, де Бернье, Пароди. С 1880-х годов Бернар играла своих современников. Для нее В.Сарду пишет «;Теодору», затем спустя три года «;Тоску», а еще позже - «;Колдунью». Э.Ростан специально для нее создал такие пьесы, как «;Принцесса Греза», «;Самаритянка», «;Орленок».

Особенным успехом она пользовалась в пьесах А.Дюма-сына, и одной из ее лучших ролей была роль Маргариты Готье в «;Даме с камелиями». Тогда же актриса сыграла и мужские роли - Гамлета и Лорензаччо в пьесах Шекспира и Мюссе. Станиславский считал искусство Сары Бернар примером технического совершенства, он отмечал ее красивый голос, отточенную дикцию, пластичность. Знаток театра князь Волконский также высоко ценил сценическое мастерство Бернар: «;Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств.

И потом - знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «;золотой голос», - отмечал Волконский. - Последняя ступень мастерства - ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха...». Правда, находились критики, которые считали, что виртуозное мастерство, изощренная техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар  с нарочитой эффектностью игры.

По мнению Чехова, «;каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».

Тургенев в письме к Полонской писал: «;Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос.

Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..». Бернар часто гастролировала за границей, выступала во многих театрах Европы и Америки, трижды посещала Россию (1881, 1892, 1908 годы).

В 1893 году она приобрела театр «;Ренессанс», а в 1898 году - театр на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар. Актриса дважды была замужем: первый муж - принц из древнего французского рода, второй - необыкновенной красоты актер из Греции. Но главной страстью Сары был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Еще Сара занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «;плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами.

Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом...». Актриса много работала и над своей физической формой, даже после того, как в 1915 году ей ампутировали ногу. Она продолжала выступать почти до последних дней жизни. Умерла Сара Бернар 26 марта 1923 года в возрасте 78 лет в своем доме. Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «;королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями, ее любимыми цветами.

1989 - умер Марис Рудольф Эдуардович Лиепа1989 - умер Марис Рудольф Эдуардович Лиепа, артист балета, солист Большого театра, народный артист СССР.Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в столице Латвии Риге. Родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище. В 1953 году перспективного ученика перевели в Московское хореографическое училище, которое он окончил в 1955 году с отличием. Вскоре Лиепа получил неожиданное для него приглашение от Майи Плесецкой принять участие в ее гастрольной поездке в Будапешт, где он выступил в роли Зигфрида в «;Лебедином озере».

Летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы - Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона. В 1960 году Лиепа был приглашен в труппу Большого театра. В начале сезона 1960-1961 годов состоялся его официальный дебют на сцене ведущего балетного театра страны: Лиепа исполнил партию Базиля в «;Дон Кихоте» Минкуса.

С середины 1960-х годов наступил период творческой зрелости артиста, который совпал с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера - Ю.Н.Григоровича. «;Звездным» стал в биографии Лиепы 1968 год, когда состоялась премьера нового балета «;Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Григоровичем специально для Лиепы.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. В 1977 году Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете «;Чиполлино» К.Хачатуряна (постановка Г.Майорова). После опубликованной в 1979 году в газете «;Правда» статьи Лиепы с критикой методов руководства Большим театром артисту не давали танцевать на его сцене.

В этот период он активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году он станцевал Рогожина в «;Идиоте» Эйфмана и Солиста в его же «;Автографах».

Возвращение Лиепы на сцену Большого театра состоялось в марте 1982 года по личному приказу министра культуры СССР П.Демичева. Но исполнение роли Красса в тот вечер стало последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после «;бенефиса» его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

В 1989 году Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором.

Но 26 марта 1989 года Марис Лиепа умер от инфаркта, а укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в «;Фестиваль-балет» под руководством Сергея Радченко.

2005 - умерла Клара Степановна Лучко, киноактриса, народная артистка СССРКлара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове.  Вскоре семья  переехала в Полтаву. Когда началась война, семья Лучко эвакуировалась в Среднюю Азию. Здесь Клара закончила десятилетку и  поступила на актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, работавшего тогда в Алма-Ате.

Занималась в мастерской преподавателей ВГИК В.Бибикова и О.Пыжовой. После возвращения ВГИК в Москву Лучко продолжила учебу в мастерской замечательного режиссера С.А.Герасимова. Первой ее работой в кино стала дипломная роль тетушки Марины в фильме «;Молодая гвардия». Затем последовали фильмы «;Три встречи» и «;Родина капитана». Ее заметил и пригласил сниматься режиссер И.Пырьев на роль Даши Шелест в картине «;Кубанские казаки». За годы творческой жизни Клара Лучко снялась во многих фильмах, ставших классикой советского кино. Среди наиболее известных работ артистки - роли в фильмах «;Донецкие шахтеры», «;Возвращение Василия Бортникова», «;Большая семья», «;Двенадцатая ночь», «;Снежная сказка», «;В твоих руках жизнь», «;На семи ветрах», «;Государственный преступник».

В 1960-е годы Клару Лучко постигла личная драма - неожиданно умер ее муж - блестящий актер Сергей Лукьянов. Актриса стало мало сниматься. Но в конце 1970-х - начале 1980 годов кинематограф заново открыл зрителям Лучко. Она снялась в фильмах «;Опекун», «;Цыган», «;Мы, нижеподписавшиеся», «;Бедная Маша», «;Карнавал», «;Ларец Марии Медичи», «;Тревожное воскресенье».  За заслуги в развитии мирового киноискусства удостоена диплома международного биографического центра в Кембридже «;Женщина тысячелетия» (1996).

В 2000 году награждена орденом «;За заслуги перед Отечеством» IV степени, премией Гильдии актеров кино России «;За выдающийся вклад в профессию».

Автор  книги «;Виновата ли я». Вела на телевидении  передачу «;Фильмы прошлых лет», сделала более 30 передач, имевших огромный отклик. Умерла Клара Лучко 26 марта 2005 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. В июле 2005 года имя Клары Лучко было присвоено новому бульвару в городе Краснодаре и  центральной площади города Курганинска Краснодарского края.

2007 - умер Михаил Александрович УльяновМихаил Ульянов - один из наиболее ярких и самобытных актеров отечественного театра и кино, художественный руководитель Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова, народный артист СССР. Родился 20 ноября 1927 года в четырехстах километрах от Омска в селе Бергамак Муромцевского района. В 1942 году в городе появилась труппа украинских артистов, режиссер которой организовал театральную студию, и Михаил стал регулярно ее посещать. В 1944 году он уехал в Омск продолжить актерскую учебу в студии при Омском драматическом театре. Окончив два курса Омской студии, в 1946 году поступил в Театральное училище имени Б.В.Щукина. После окончания училища начал играть на сцене Театра имени Евгения Вахтангова, на долгие годы связав с ним свою творческую судьбу. Первый сезон для Ульянова начался с вводов в массовые сцены и эпизоды. Впоследствии он создаст блистательную галерею разноплановых характеров. В 1970-е годы создал сценическую галерею исторических личностей - Антоний («;Антоний и Клеопатра»), Ричард («;Ричард III») Шекспира, Степан Разин («;Я пришел дать вам волю») Шукшина, Ленин («;Человек с ружьем») Погодина.

В 1987 году стал художественным руководителем Театра Вахтангова. С 1953 года Михаил Ульянов снимается в кино. Первые же работы - в фильмах «;Они были первыми», «;Дом, в котором я живу», «;Добровольцы» - привлекли к талантливому актеру внимание зрителей.

Большой творческой удачей Ульянова стала роль Егора Трубникова в драме «;Председатель».

О мастерстве перевоплощения и широте его актерского диапазона свидетельствовали новые работы - Дмитрий Карамазов в экранизации романа Достоевского «;Братья Карамазовы» и трагикомическая роль генерала Чарноты в «;Беге».

Воплотив в киноэпопее «;Освобождение» образ маршала Жукова, он блестяще исполнял ее и в других фильмах, каждый раз добавляя к портрету знаменитого полководца новые штрихи (роль маршала Жукова он сыграл в двенадцати фильмах).

В 1973 году дебютировал как режиссер, поставив фильм «;Самый последний день», в котором также сыграл и главную роль. Среди лучших работ Михаила Ульянова - роли в фильмах «;Частная жизнь», «;Без свидетелей», «;Ворошиловский стрелок».

Среди актерских работ на телевидении самой крупной и художественно значительной стала роль Тевье («;Тевье-молочник») Шолом-Алейхема. Награжден государственными орденами, лауреат многих премий в области искусства. Умер Михаил Ульянов 26 марта 2007 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».