1315

30 сентября

70 лет назад (1935) в Бостоне (США) состоялась премьера оперы Джорджа Гершвина «;Порги и Бесс»     Опера «;Порги и Бесс» - первая в истории США национальная опера, стоящая на уровне лучших музыкальных произведений ХХ века.

Создание этого произведения для классика американской эстрадной музыки Джорджа Гершвина было мечтой всей жизни. Премьера «;Порги и Бесс» состоялась в Бостоне в сентябре 1935 года, когда композитор - автор песен, мюзиклов, музыки для кинофильмов, а также концертных произведений для симфонического оркестра - уже был на вершине славы.

В основе либретто оперы - роман американского писателя Хайуарда о жизни американских негров. «;Порги и Бесс», конечно же, не вписывалась в традиционные каноны оперного жанра – ее музыкальная фактура насыщена элементами негритянского фольклора и блюзовыми интонациями.

Тем не менее опера уже 70 лет не сходит со сцен ведущих театров мира.     Очень многие мелодии из «;Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь. Та же «;Колыбельная» - «;Summertime» - звучит в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Музыкальные тем оперы стали очень популярными после того, как прозвучали в исполнении джазовых исполнителей - Чарли Паркера, Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Майлса Девиса, Оскара Питерсона и Джо Хэндерсона.759 лет назад (1246) умер Ярослав Всеволодович (родился в 1191 году), князь Переяславль-Залесский, третий сын Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского   К началу ХШ века Владимирское княжество, в состав которого входили и переяславские земли, достигло наивысшего могущества.

Это произошло в период правления Всеволода (1176-1212), который первым из князей принял титул великого князя. История сохранила за ним прозвище Большое Гнездо. Незадолго до смерти, в 1211 году, Всеволод составил завещание, в котором поделил Владимиро-Суздальскую землю на уделы. Стольный город Владимир он отдавал старшему сыну Константину, Ростов - второму сыну Юрию, Переяславль - третьему сыну Ярославу. Но сыновья начали междоусобные распри. Всеволод Большое Гнездо назвал старшего сына Константина ослушником и передал правление своему любимому сыну Юрию. В 1216 году на реке Липица между Константином и Юрием произошло кровопролитное сражение, в котором победу одержал Константин. Юрий бежал в Городец, а Константин провозгласил себя великим князем владимирским. Впоследствии братья примирились. Константин Всеволодович объявил Юрия наследником владимирского престола. В 1219 году, после смерти Константина, великим князем владимирским стал Юрий Всеволодович, а после его гибели в битве с татаро-монголами в марте 1238 года княжение во владимирских землях перешло к Ярославу, бывшему в то время переяславским удельным князем.

При нем Переяславль-Залесский превратился в крупный политический и культурный центр северо-восточной Руси. В городе велось самостоятельное летописание. При княжеском дворе, вероятно, по образцу аналогичного лицевого свода Всеволода Большое Гнездо, была составлена рукопись, называемая ныне «;Летописец Переяславля-Суздальского».

Она включает в себя описание событий, происшедших на Руси и в Переяславском княжестве с 1138 по 1214 год. Переяславская летопись была обнаружена и издана в Х1Х веке К.М.Оболенским. С именем Ярослава Всеволодовича также связывается знаменитый памятник древнерусской литературы первой четверти ХVП века «;Моление Даниила Заточника».

Оно представляет собой позднейшую из двух редакций памятника (ранняя, конца ХП века, носит название «;Слово Даниила Заточника» и адресована новгородскому князю Ярославу Владимировичу (1080-1119).

По языку «;Моление» близко к «;Слову о полку Игореве», «;Поучению» Владимира Мономаха, ранним летописям, но резко отличается от них по своему содержанию, имеет ярко выраженную сатирическую и публицистическую окраску.     Сравнительно мирный период развития Переяславского княжества закончился в 1237 году. Нашествие войск монгольского хана Батыя жестоко разорило Русь. Из 74 ее городов 49 были разрушены (в том числе и Переяславль). Ярослав переселился во Владимир, а в 1243 году первым среди русских феодалов отправился в столицу Золотой Орды - Сарай, где получил от Батыя «;ярлык» (т.е. подтверждение своих прав) на великое владимирское княжение. В 1245 году Ярославу Всеволодовичу  вновь пришлось ехать в Орду по вызову хана. Оттуда его отправили в монгольские степи, в Каракорум, ко двору великого хана Гуюка. Как предполагают, князь был там отравлен и умер по пути домой в 1246 году.     Ярослав был женат на внучке половецкого хана Кончака, второй его женой стала дочь князя Мстислава Мстиславича Удалого Феодосия.

От этого брака имел двух дочерей и нескольких сыновей, из которых наиболее известны Александр (Невский), Андрей, родоначальник суздальских князей, и Ярослав, родоначальник князей тверских.

После переезда Ярослава во Владимир переяславский удел перешел к его второму сыну - Александру (старший Федор умер за несколько лет до этого в юном возрасте).

Александр Ярославович княжил в Переяславле с 1240 года до своей смерти в 1263 году. Позднее был князем новгородским, а в 1252-1263 годах - великим князем владимирским. С новгородским периодом жизни связана его слава выдающегося полководца.88 лет назад (1917) родился Юрий Петрович ЛЮБИМОВ, актер, режиссер, художественный руководитель Московского Театра драмы и комедии на Таганке, народный артист России     Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле.

В 1934 году поступил в студию МХАТ-2, на сцене которого сыграл свою первую роль в спектакле «;Мольба о жизни» Ж.Дюваля. В 1936 году был принят в театральное училище при Театре имени Евг.Вахтангова. С 1946 по 1964 годы Юрий Любимов был ведущим артистом  этого театра. Здесь им сыграно более 30 ролей: Олег Кошевой («;Молодая гвардия»), Шубин («;Накануне»), Крис («;Все мои сыновья»), Сирано («;Сирано де Бержерак»),  Треплев («;Чайка»), Ромео («;Ромео и Джульетта»), Моцарт («;Маленькие трагедии»).

В 1941 году Юрий Любимов впервые снялся в кино - в фильме «;Цветные новеллы» А.Мачерета. Всего же актер снялся в 18 фильмах, среди которых - «;Беспокойное хозяйство», «;Мальчик с окраины», «;Кубанские казаки», «;На подмостках сцены», «;Каин XVIII», «;Человек с планеты Земля».

В 1959 году состоялся режиссерский дебют Любимова - постановка пьесы А.Галича «;Много ли человеку надо». В 1963 году со студентами Щукинского училища Любимов поставил спектакль «;Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта. Этот спектакль и стал началом истории легендарного Театра на Таганке, где Юрий Любимов поставил около сорока спектаклей.      В марте 1984 года Любимов был освобожден от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года лишен советского гражданства.

Этому решению властей предшествовали постоянные нападки на театр, запрет спектаклей «;Владимир Высоцкий», «;Борис Годунов», запрет репетиций «;Театрального романа».

Ю.Любимов уехал за рубеж, где продолжал работать; он ставит спектакли «;Преступление и наказание» (удостоен высших театральных премий, в том числе в Австрии - Премии Иозефа Кайнца), «;Бесы» (лондонский театр Альмида), в стокгольмском Королевском драматическом театре - «;Пир во время чумы» и «;Мастера и Маргариту».

23 мая 1989 года Юрия Любимова восстановили в гражданстве. После возвращения в страну в Театре на Таганке он поставил спектакли «;Пир во время чумы», «;Самоубийца», «;Электра», «;Живаго»,  «;Медея Еврипида», «;Братья Карамазовы» «;Шарашка», «;Хроники» и многие другие.

К 35-летию театра восстановлен спектакль «;Добрый человек из Сезуана». Одновременно режиссер продолжает работу за рубежом. В 2001 году вышла книга Ю.Любимова «;Рассказы старого трепача. Воспоминания».50 лет назад (1955) в Лос-Анджелесе умер Михаил Александрович ЧЕХОВ, актер и режиссер, племянник А.П.Чехова; основал театральную студию, в которой главное внимание уделял актерской психотехнике     Михаил Чехов - русская легенда мирового театра.

Сергей Эйзенштейн говорил, что отдал бы многое, чтобы понять секрет этого могучего таланта. Игорь Ильинский остановился на слове «;непостижимо». Максим Штраух рассказывал, что помногу раз ходил на спектакли, в которых играл Чехов (Мальволио, Эрик ХIV, Хлестаков... еще множество ролей), чтобы «;подглядеть» тайну его искусства, но ему ни разу не удалось сохранить позицию рационального наблюдателя - Чехов сбивал его с этой позиции и превращал в послушного ребенка, который смеялся и плакал по воле актера-волшебника.     Гений Чехова во многом был на грани болезни, душевного слома и душевных мук. Маленький человек с пронзительными и добрыми глазами любил Достоевского, увлекался философией Шопенгауэра, Шпенглера, Ницше. Кризис душевного смятения актера пришелся на 1917 год. Актер нашел в себе силы справиться с душевным недугом. Вернулся в театр. В середине 1920-х годов он исполнил главную роль в фильме Протазанова «;Человек из ресторана» и вскоре навсегда покинул родину.     Преподавать Чехов начал еще в России. Он развивал и дополнял систему Станиславского, проверял ее вместе с учениками, вместе с ними продолжая учиться. При этом очень ценил и Мейерхольда. В конце концов Чехов создал свою собственную систему. Одна из учениц русского артиста в Америке, Джоанна Мерлин, писала: «;Занятия Чехова основаны на целостной философии и на синтетических, а не аналитических методах.

За последние годы восточные философские учения стали популярными на Западе, и современные студенты применяют их к актерскому искусству. Благодаря знакомству с йогой и медитацией студенты научились прислушиваться к своим интуитивным реакциям, а именно в них и заключается суть чеховской техники».     Много Чехов работал и в эмиграции. Ставил спектакли, играл, развивал теорию, во многом основываясь на учении Рудольфа Штейнера - антропософии. Среди его скитаний на чужбине было много стран: Германия, Латвия, Литва, Франция, Англия, и, наконец, Америка. Там великий русский актер нашел свое последнее пристанище. За год до смерти он напишет в письме: «;Конечно, кое-что мне чуждо в Америке, но я так благодарен этой стране, что она приютила нас, наконец, после долгих и мучительных скитаний, что не думаю и не хочу думать о том, что чуждо».

В США его вклад в развитие американской сценической культуры был признан бесценным. Мерилин Монро, Юл Бриннер, Грегори Пек, Энтони Куинн, Пол Роджерс, а также Ли Страсберг со своими учениками: Робертом де Ниро, Аль Пачино, Харви Кейтелем - все они учились актерскому мастерству у великого русского актера Михаила Чехова или же по его системе.

Умер Михаил Александрович Чехов 30 сентября 1955 года от болезни сердца. Урна с его прахом похоронена на кладбище Форест Лаун Мемориел в Калифорнии.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».