Эксперт: Отчаявшись, общественные организации России берут на себя функции государства
[i]21 июля официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что акция фонда "Русские" по раздаче "карты русского" в ряде стран СНГ является провокацией. В заявлении МИД говорится, что данная акция "разделяет соотечественников по национальному и религиозному признаку, сеет в их среде ожидания получения разнообразных льгот, дает возможность известным кругам в странах, где планируется выдавать "карту", обвинить Россию в создании "пятой колонны". Ситуацию прокомментировал 23 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости российский историк и политолог, сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский[/i].
Сама по себе идея раздавать от лица общественной организации "карту русского", подразумевающую возможность неких государственных обязательств, действительно имеет в себе определённый провокационный заряд. И в этом смысле попытка госчиновника откреститься от неё вполне понятна. Однако несомненно, что эта инициатива вызвана отчаянной ситуацией, когда давно назревшие решения государством не принимаются, и даже более того - игнорируются. Российская политика по отношению к соотечественникам за рубежом до сих пор толком не сформулирована в своих самых основных принципах и понятиях, и это не удивительно: для определения того, кто за рубежами страны свой, а кто нет, государству необходимо иметь хоть какую-то более-менее определённую идентичность.
Благодаря эстонским событиям вокруг "Бронзового солдата" была осознана нежизнеспособность прежней модели признания только гражданской идентичности (Россия - страна россиян, то есть граждан РФ, а соотечественники за рубежом - граждане РФ, пребывающие за границей). Эта трактовка была направлена на то, чтобы отбросить от России именно проблемы с зарубежными русскими, ведь в политике национальных республик в составе РФ относительно своих диаспор этот гражданский принцип в любом случае не действовал. Сейчас есть осознание того, что надо работать и с иностранными русскими, более того, что они составляют в перспективе ценный потенциал для российской политики. Однако для формирования политики в их отношении не годятся сами формы современной РФ: это государство никак с формальной стороны с русским народом не связано и проводить политику, актуализирующую русскую идентичность, отказывается даже внутри страны, не то что вовне. Ситуация тупиковая, а между тем самоустранение России от политики в отношении русской диаспоры давно стало проблемой не только русского народа, но и самих тех стран, в которых он проживает. Ведь официально проводимая политика по отношению к своей этнической диаспоре - норма международных отношений, а у всех наших близких и дальних соседей она поставлена на действительно широкую ногу.
Но здесь главная проблема - менталитет российского чиновничества. Эти люди панически боятся всего, что определяется словом "русский", и готовы изобретать любые оправдания, чтобы ни с чем русским не иметь дело. В заявлении Андрея Нестеренко чётко сказано о недопустимости "разделения соотечественников по национальному и религиозному принципу". А по какому ещё принципу можно выделять "соотечественников"? К сожалению, ответ, даваемый нашей властью, сейчас один: по гражданско-наследственному. Тому самому, по которому "российскими соотечественниками" могут объявить себя не только все, к примеру, граждане Таджикистана или Азербайджана, но даже и граждане Польши, лишь бы их предки были когда-то гражданами России. То есть делается всё, чтобы не работать с собственно русской диаспорой.
Примечательно, что высокого чиновника более волнуют отношения с другими странами, чем с русскими: выделение русской диаспоры он воспринимает как угрозу того, что "известные круги" в этих странах получат возможность "обвинить Россию в создании "пятой колонны". Поэтому, очевидно, отдаётся предпочтение созданию "пятой колонны" в самой России, путём объявления нашими соотечественниками миллионов инокультурных иностранцев. Впрочем, скорее всего, российскую "пятую колонну" надо искать выше...