837

Полярное Вече поздравляет новгородцев с юбилеем города

В Администрацию Великого Новгорода начинают поступать поздравления с 1150-летием города. Одно из первых – письмо из Якутии, местечка Уус Хатын. Здесь на днях состоялось собрание общественной организации русскоустьинцев – потомков основателей села Русское Устье, что находится в устье реки Индигирки. В письме поясняется, что русскоустьинцы считают себя выходцами из владений Великого Новгорода, бежавшими в 1570 году от преследований Ивана Грозного в далёкую «тайболу». Именно здесь они основали в своё время колонию новгородцев – новую «землю обетованную», потерянную во времени и пространстве на исторической Родине. Свое собрание, когда коллективно обсуждаются вопросы, они называют в память о далёких предках и устоях новгородцев - Полярное Вече. С докладом на собрании выступил старейшина Иннокентий Иванович Новгородов, по его предложению собравшиеся приняли изменения в устав организации и обращение к своим сородичам новгородцам в связи с 1150-летием Великого Новгорода, которое празднуется 19 – 21 сентября всей Россией.

«По поручению собрания общественной организации Старожилов села Русское Устье обращаемся к Вам, наши сородичи, новгородцы!

Новгородцы, наверное, будут приятно удивлены и обрадованы получить поклон более чем через 400-летнюю разлуку-расставание от своих пропавших в глубине веков колонистов. Почему мы считаем себя сородичами земли Новгородской? На это указывают наши семейные предания и фольклор, записанные ещё в прошлом и позапрошлом веках. На это указывает сохраняемый и «законсервированный» нами язык новгородцев 15-16 веков, который ученые относят к северно-великорусскому языку, а также православная вера и обычаи. Ученых всегда удивляло, что у нас в Русском Устье сохранились варианты сказок, былин, песен и «преданий старины глубокой» не сохранившихся на европейском Севере. Известно, что новгородцами с 1170 года особо почитается икона Знаменской Божьей Матери. В Русском Устье она также особо почиталась, здесь основным храмом была Знаменская церковь, в котором находилась икона Знаменской Божьей Матери, по преданиям прибывшая из новгородской земли. Боковую речку рядом с селом колонисты назвали Елонь в честь реки Шелонь (буква «ш» выпала со временем), на которой новгородцы сражались с войском Ивана Грозного. (Песня об этом сражении сохранилась в нашем фольклоре и исполняется до сего времени.) И эта река как раз юго-западного направления, как и Шелонь. В русскоустьинском говоре ветер «шелонник» это ветер юго-западного направления. Хотя мы знаем теперь, что река Шелонь получила своё название из-за солоноватости своей воды. Кроме всего прочего на наше родство указывают основные фамилии русскоустьинцев: Чикачёвы, Шкулёвы, Киселёвы, Суздаловы, Щелкановы, Новгородовы, Голыжинские.

Мы приветствуем своих сородичей такими словами на диалекте: «Мудрена Русь! Новгородская Земля - Матерь Родина дальняя, мы за неё по сей день молимся, приклады прикладываем. Веки - вечные, бесконечные здесь, в тайболе живем, притулилися бедные, с досельных времен караемся до таперя. Инде с Новгороду Великого вестей по сей день да ниту, ничего не знаем, не ведаем, оляшились мы в своем невежестве. Коли жива Нов­городская земля, будьте да кабуть, люди добрые, тамошние. Мы здесь за вас чарку поднимем - не перевелась ещё хмель русская!»

По поручению Полярного Вече к оной подписи приложилися:

Иннокентий Новгородов и Игорь Чикачёв»