1793

7 июня

1990 - патриархом Московским и всея Руси избран Алексий II

     18 лет назад патриархом Московским и всея Руси избран Алексий II.      Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). В марте 1961 года принял монашеский постриг. С конца того же года носит сан епископа Таллиннского и Эстонского, с 1964 года - сан архиепископа. В 1968 году возведен в сан митрополита Таллинского и Эстонского. В этом сане был управляющим делами Московской патриархии, вошел в состав постоянных членов Священного Синода. В 1986 году стал митрополитом Ленинградским и Новгородским. Ему также было поручено управление Таллиннской и Эстонской епархией. 7 июня 1990 года на Поместном соборе при тайном голосовании получил 166 голосов из 317 и был избран Патриархом Московским и Всея Руси (пятнадцатым по счету за десять веков православия на Руси).

10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха.      Патриарх - доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

Действительный  член Российской академии образования, почетный член Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии.

Награжден орденом «;За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Петра Великого, общественным орденом Минина и Пожарского «;Возвеличим Россию» за большой личный вклад в укрепление Российского государства, возрождение духовной силы Отечества; лауреат международной премии «;Голубь мира» за неустанную миротворческую деятельность в целях достижения мира и согласия между народами.

9 июня 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви наградил Алексия II Орденом Славы и Чести - в ознаменование 15-летия первосвятельских трудов «;на благо Церкви и Отечества».

6 декабря 2005 года Алексию II в храме Христа Спасителя вручена премия «;Человек года-2005», учрежденная Русским биографическим институтом.

1883 - освящен храм Христа Спасителя в Москве

     125 лет назад освящен храм Христа Спасителя в Москве.      Храм Христа Спасителя, идея строительство которого возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года, закладывался трижды, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень.

Первые проекты храма появились в 1816 году. В объявленном императором Александром I конкурсе приняли участие лучшие зодчие, победителем был признан Александр Витберг. Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах. Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года. Окончательный же проект сооружения был утвержден в 1825 году. В это время началось новое царствование, строительство храма было приостановлено, а сам Витберг отправлен в ссылку на 15 лет. В 1832 году император Николай I утвердил проект храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Место для храма выбрал сам император. Он повелел снести постройки Свято-Алексеевского женского монастыря и церкви Всех святых. Старица обители прокляла разоренное место и все то, что на «;нем выстроено впредь будет». Закладка сооружения состоялась в 1839 году. Величественный храм на берегу реки Москвы, на Волхонке, строился более 40 лет. 7 июня 1883 года с необыкновенной торжественностью храм Христа Спасителя был освящен. В память этого события были изготовлены кабинетные медали из золота, серебра и бронзы. На них с одной стороны было изображено Всевидящее Око с надписью «;Не нам, не нам, а имени Твоему», с другой стороны можно было прочесть всю историю храма: «;Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III».

Специально к дню освящения Петр Ильич Чайковский написал вдохновенную увертюру «;1812 год», исполненную храмовым хором. Над созданием храма трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Уникальная роспись создавалась русскими живописцами Суриковым, Кошелевым, Крамским, Семирадским, Верещагиным, Маковским, Васнецовым, Бруни и др. Авторами фасадных скульптур стали Клодт, Рамазанов, Логановский. Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, «;свидетельствующим о божественном заступлении за русский народ в Отечественную войну 1812 года» и запечатлевшим его ратный подвиг.

На стенах храма были изображены военные события, установлены 177 мраморных плит с описанием сражений и именами награжденных орденом Святого Георгия, увековечена была и память воинов, проливших кровь за веру и Отечество.

1848 - родился Поль Гоген, французский живописец

     160 лет назад родился Поль Гоген, французский живописец.      Поль Гоген - одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века. Художник-самоучка, он последовательно испытал на себе влияние импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, но все это не изменило его творческого лица.

Творчество Гогена обычно рассматривается в русле так называемого постимпрессионизма. Гоген  прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжелой борьбы за существование. Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не смогли отвлечь его от живописи, от неустанных творческих поисков.      Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «;Насьональ» - газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Старший сын Поль с трудом терпел обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался. У него была мечта стать моряком. Семнадцатилетним юношей он нанялся матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте. Вернувшись в Париж, Гоген , по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и вскоре приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Коларосси. Первые работы Гогена, появившиеся на выставках - «;Сена у Иенского моста» (1875), «;Сусанна» (1880), «;Сад под снегом» (1883) - были близки к импрессионизму по манере письма.

Но прошло немного времени, и Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов.

Его произведениям, написанным в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, свойственно декоративное понимание цвета, кладка краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, подчеркнутая выразительность силуэтов.

Это и определяет в сущности стиль Гогена. В 1888 году художник живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины.

Картины «;Видение после проповеди, или борьба Иакова с ангелом», «;Натюрморт с щенятами», «;Арльское кафе», «;Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобщению выразительных средств.

Некоторые приемы композиции идут в них от японской гравюры. Эта линия поисков развивается в работах 1889-1890 годов: «;Прекрасная Анжела», «;Стога», «;Желтый Христос», «;Здравствуйте, господин  Гоген!», пронизанных состоянием тоски и усталости.

Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, страдавшего от непризнанности и нужды. В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь и были созданы знаменитые картины Гогена: «;Беседа», «;А ты ревнуешь?», «;Дух мертвых бодрствует», «;Женщина, державшая плод» и другие.

В них художник пытается объединить свои реальные наблюдения и поэтизацию жизни человека в природе. В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, и они вызвали восхищение друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики претили сцены «;из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов. Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь наряду с такими шедеврами, как «;Жена короля», «;Семья таитян», он создает ряд картин религиозно-мистического содержания.

Это были последние работы  Гогена. Его жизнь усложнилась: доброжелательное отношение к нему туземцев встречало резкое противодействие колониальных властей. Умер Гоген 8 мая 1903 года в нужде, больной, почти ослепший.

1868 - родился Чарлз Ренни Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер

     140 лет назад родился Чарлз Ренни Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер.      Чарлз Макинтош родился 7 июня 1868 года в Глазго в семье суперинтенданта полиции. В 16 лет поступил в местную школу живописи. После первого большого успеха с оформлением кафе-кондитерской «;Уиллоу» стал ведущей фигурой в движении арт нуво, развив уникальный стиль, заимствовавший элементы готики и шотландской средневековой архитектуры.

Макинтош считал, что здание должно быть гармоничным произведением искусства. В 1897 году Макинтош выиграл конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго, ставшего его величайшим архитектурным достижением. В самом конце XIX - начале ХХ века архитектор отходит от академической традиции. В его работах появляются чистота линий и символическая насыщенность, характерные для художественной школы Глазго. Наиболее известная работа, выполненная Макинтошем в 1901 году - проект Дома любителей искусств, принесший ему славу одного из ведущих архитекторов того времени.

Участвуя в объединении художников-конструкторов «;Четверо», занимался также оформлением интерьера и конструированием мебели. Постройки Макинтоша, среди которых - «;Церковь Королевы» (Глазго), два загородных дома «;Виндихилл» и «;Дом Холма» отмечены гибкостью и изяществом планировки.

В них выявлены эстетически выразительные возможности конструкции и строительных материалов. Макинтош  - один из родоначальников стиля модерн, оказавших значительное влияние на развитие рационализма в Великобритании, Германии и Австрии.

Ему воздали должное в полной мере хотя бы тем, что не просто включили в число великих мастеров стиля модерн, но и настаивали на его неповторимом, не укладывающемся ни в какие формальные рамки гениальном «;шотландском почерке».

1993 - указом президента России образован Государственный космический научно-производственный центр имени M.B.Хруничева

     15 лет назад указом президента России образован Государственный космический научно-производственный центр имени M.B.Хруничева.      Началом развития сегодняшнего Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева считается 30 апреля 1916 года, когда  Русско-Балтийским  акционерным обществом был основан завод по выпуску автомобилей. В 1917 году завод получил название «;Руссо-Балт-2». В 1918 году советским правительством на базе завода организовывается Первый Государственный бронетанковый завод, а в 1922 году предприятие выпустило первые пять отечественных автомобилей «;Руссо-Балт».

С середины 20-х годов ХХ века предприятие перешло на выпуск военных и гражданских самолетов конструкции Туполева, Ильюшина, Архангельского, Петлякова.

После создания в 1951 году конструктором Мясищевым авиационного КБ завод начинает выпуск стратегического бомбардировщика «;Бизон» (103М).

Свой первый полет самолет совершил в 1953 году. Позднее, с 1960 года, предприятие перешло на выпуск ракетно-космической техники: четыре поколения стратегических ракет, космический носитель «;Протон», орбитальные станции и космические модули (на заводе были изготовлены все «;Салюты», «;Мир», «;Алмаз», «;Квант-1» и «;Квант-2», «;Кристалл», «;Спектр»).

В 1961 году на основании постановления Совета Министров завод стал называться Машиностроительным заводом имени М.В.Хруничева.      7 июня 1993 года указом президента РФ образован Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени M.B.Хруничева. В него вошли конструкторское бюро (КБ) «;Салют» и машиностроительный завод имени М.В.Хруничева. Положение о Государственном научно-производственном центре имени М.В.Хруничева утверждено постановлением правительства РФ от 9 января 1994 года. Согласно Положению, ГКНПЦ является правопреемником мешиностроительного завода имени М.В. Хруничева и КБ «;Салют». ГКНПЦ имени М.В.Хруничева осуществляет разработку и изготовление космических аппаратов, ракет-носителей, орбитальных станций и других космических систем. Научный потенциал, динамичное развитие и качество производства ГКНПЦ имени Хруничева позволяет ему предлагать на мировом рынке конкурентоспособную продукцию и широкий спектр услуг, отвечающий самым высоким стандартам.      В 2007 году в соответствии с указом президента России к ГКНПЦ имени М.В.Хруничева присоединены ФГУП «;Воронежский механический завод», ФГУП «;Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева» (город Королев Московской области), ФГУП «;Московское предприятие по комплектованию оборудования «;Длина», ФГУП «;Производственное объединение «;Полет» (Омск).

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».