1338

Новгородский лингвист: Центр изучения письма имени Кирилла и Мефодия можно организовать в церкви, изрисованной граффити

Профессор Новгородского государственного университета, доктор филологических наук, лингвист Татьяна Шмелева. Иллюстрация: novsu.ru

В Великом Новгороде День славянской письменности и культуры впервые отметили в 1988 году: праздник совпал с торжествами, связанными с 1000-летием Крещения Руси. С тех пор и ведет начало современная традиция ежегодного проведения его в мае. В этом году празднование растянется на три недели, до 13 июня: к Дням славянском письменности приурочен и Международный фестиваль народного искусства и ремесел "Садко", и первые Русские Ганзейские дни, и опера "Садко" в Новгородском кремле в исполнении артистов Мариинского театра. О своем видении празднования Дня славянской письменности и культуры в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказала профессор Новгородского государственного университета, доктор филологических наук, лингвист Татьяна Шмелева.

ИА REGNUM: Татьяна Викторовна, так что же мы все-таки так широко празднуем?

На мой взгляд, в Дни славянской письменности и культуры в Великом Новгороде надо подумать о том, как в их проведении больше внимания уделить именно письму и письменной культуре, не заменяя их выступлениями фольклорных коллективов, без которых не обходится ни одно торжество или памятная дата. Это тем более важно, что наш город может быть назван среди самых активных наследников Кирилла и Мефодия: ведь кириллическое письмо поразительно быстро для Средневековья стало частью не только конфессиональной, но и бытовой культуры новгородцев, о чем говорят открываемые археологами берестяные грамоты, число которых уже превзошло тысячу. У нас в городе есть место, где ежегодно отдается дань памяти солунским братьям: на памятнике "Тысячелетие России" - одно из первых их скульптурных изображений в нашей стране. Сюда в такие дни возлагают цветы как символ нашей памяти и благодарности. Но просто поклониться тем, кто стоит у начал нашей письменной культуры, сегодня недостаточно. Она нуждается в изучении, привлечении внимания к ней современных новгородцев разных поколений. Есть и такое место, которое могло бы стать пространством исследования и популяризации наследия солунских братьев.

ИА REGNUM: И где же это место?

Это храм святого Климента на Большой Московской, или, как он именовался в свое время, на "Иворове улице". Нет уже такой улицы в городской топографии, но стоит храм с почти тысячелетней историей, еще недавно бывший овощехранилищем. Все знают, что он пострадал от рук вандалов и благодаря усилиям медиа попал в сферу внимания руководства области, что широко освещено в СМИ. Сейчас решается вопрос об имущественных правах на него разных институций. Но как бы он ни решился, можно говорить о том, что в этом сооружении был бы весьма уместен центр изучения и популяризации письма, посвященный Кириллу и Мефодию.

ИА REGNUM: Почему именно в этом храме?

А дело в том, что имя святого Климента неразрывно связано с солунскими братьями, хотя их и разделяет огромная временная дистанция. Климент жил в первом веке от Рождества Христова, он принял крещение от апостола Петра. Ему выпало быть третьим Папой Римским, когда христианская церковь еще подвергалась гонениям. И он был сослан на каторжные работы - добывать мрамор. Там он совершал чудеса, которые приводили к вере новых людей. И тогда его утопили в море, а на месте его гибели море расступилось и возник храм. Традиция молиться на этом месте и наблюдать чудесное явление продолжалась сотни лет, но затем прекратилась. Кирилл и Мефодий по пути в Велеград, где предстояло осуществиться их великой миссии, оказались в Херсонесе, и, узнав об этом человеке, они не только возродили традицию, но и позднее увезли мощи Климента в Рим. Это их действие было высоко оценено Папой Андрианом II, что помогло им в противостоянии с немецкими епископами, стремящимися присоединить славян к тем, кто уже подчинялся им. Очень важно, что связь не исчерпывается этим эпизодом: Кирилл похоронен в Риме - в церкви святого Климента (San Clemente) - это знак почитания его заслуг и одновременно символ их вечной связи. Символично и то, что это имя носил и один из учеников солунских братьев, которому мы обязаны сохранением их наследия - Климент Охридский. Наша церковь святого Климента, построенная еще в 1153 году, в нынешнем ее виде сооруженная в начале XVI века и восстановленная после войны, была одной из многих воздвигнутых во имя этого святого в нашей стране. Известны такие храмы в Старой Ладоге, Москве, Крыму... Такой храм я увидела и в датском городе Орхусе... Сегодня святой Климент воспринимается как символ единства Запада и Востока. Он причастен к письменной культуре не только как читатель священного писания, но и как создатель посланий - этот жанр был очень важен в первые века христианства, и они до сих пор входят в круг чтения православных.

ИА REGNUM: Чем же мог бы заниматься такой центр, посвященный Кириллу и Мефодию?

При храме святого Климента можно организовать [i]скрипторий[/i]. Это подзабытое латинское слово означает буквально "место, где пишут" (лучше помнится выражение [i]пост скриптум[/i] - "после написанного"). В древности в церковных и монастырских скрипториях переписывались книги, создавались новые тексты, передавалось из рук в руки искусство письма. В новом скриптории имени Кирилла и Мефодия можно было бы изучать письмо и письменную культуру - и в истории, и в их современном состоянии. Наряду с древними книгами и рукописями (экспозицию которых собирались открыть в Лихудовом корпусе в кремле), здесь могли быть студии берестяного письма и кириллической вязи. Здесь можно было бы собирать каллиграфов и проводить состязание грамотеев... Собирать коллекции образцов средневековых и современных граффити. Да много чего можно сделать, если не только вздыхать о визуализации культуры и падении грамотности. Великий Новгород достоин того, чтобы не только считаться городом берестяной письменности, но и быть центром современного изучения письменной культуры.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».