2045

Автору Мавзолея и плана восстановления Новгорода - 135 лет

8 октября исполняется 135 лет со дня рождения советского архитектора, разработчика генерального плана восстановления послевоенного Новгорода Алексея Щусева.

Как сообщили "Новгородинформ" в пресс-центре мэрии, в этот день в центральной городской библиотеке им.Балашова открывается выставка, посвященная архитектору. Здесь будут представлены газетные и журнальные публикации, связанные с именем архитектора, книги о его жизни и творчестве, материалы о проектировании восстановления Новгорода в 1943 году.

Основной принцип, предложенный Щусевым по восстановлению послевоенного Новгорода, - ограниченное соединение нового строительства с памятниками древнерусского зодчества. По его мнению, «любой из древних памятников архитектуры должен быть не только произведением искусства прошлого, но и неотъемлемой частью нового города».

Согласно генплану расчетная численность населения Новгорода не превышала 50—-60 тысяч человек. Строительство крупных промышленных предприятий не предусматривалось. Была ограничена этажность строительства: в центральной части 1—3-этажными зданиями, в остальных районах 1—2-этажными.

Главной городской магистралью, как и в древности, оставался Волхов. Великий мост, уничтоженный фашистами в 1941 году, еще лежал на дне Волхова.

Новый мост, получивший имя Александра Невского, было решено строить ниже по течению, чтобы отвести транспортные потоки от исторического центра. Для этого пришлось засыпать Федоровский ручей, по которому впоследствии проляжет проспект Гагарина.

Сохранялась исторически сложившаяся планировка улиц — радиальная на Софийской стороне и прямоугольная на Торговой. Все кварталы были спроектированы так, чтобы привлечь внимание к памятникам зодчества, они как бы служили «рамой» для древних шедевров.

Постановлением СНК РСФСР от 28 марта 1945 года щусевский генплан был утвержден. Впоследствии он подвергался значительным коррективам.

Именем архитектора Щусева названа одна из улиц Великого Новгорода.

ЩУСЕВ, АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ (1873–1949), русский архитектор. Родился в Кишиневе 26 сентября (8 октября) 1873 в семье смотрителя богоугодных заведений. В 1891–1897 учился в петербургской Академии художеств, где среди его наставников были Л.Н.Бенуа и И.Е.Репин. В 1894–1899 посетил Среднюю Азию, Тунис, ряд стран Западной Европы; в Париже занимался в академии Жюлиана (1898). С 1901 – на службе в Святейшем Синоде. С 1913 жил в Москве.

Спроектировал церковь-памятник на Куликовом поле, обитель в Овруче, Троицкий собор в Почаевской лавре, Марфо-Мариинская обитель в Москве, все – 1908–1912; паломническая гостиница в Бари (Италия; 1910–1913) и православный храм св. Николая Угодника; и др.

Первоначально ориентируясь на средневековые памятники Новгорода и Пскова, в наиболее масштабной своей ретроспекции – живописном ансамбле Казанского вокзала (строительство которого началось в 1913) – использовал мотивы русского барокко 17 в.

После Октябрьской революции 1917 руководил вместе с И.В.Жолтовским проектом «Новая Москва» (1918–1925). Занимал также должности главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922–1923) и 2-й проектной мастерской Моссовета (1932–1937). Был директором Третьяковской галереи (1926–1929), а также (с 1946) организатором и директором Музея архитектуры, ныне носящего его имя.

Блестяще усвоил авангардные принципы конструктивизма (Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи, 1927–1931; здание Наркомзема в Москве, 1928–1933).

Органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности в известнейшей своей работе – Мавзолее В.И.Ленина на Красной площади (1929–1930). В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос «сталинского классицизма» (гостиница «Москва», 1932–1938; Москворецкий мост, 1936–1938; Большой театр оперы и балета имени А.Навои в Ташкенте, 1940–1947; здание НКВД на Лубянской площади, 1946; и др.).

В 1941 был достроен комплекс Казанского вокзала, пластически-декоративные идеи которого нашли продолжение в спроектированной Щусевым станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952). В

ажное место в его позднем творчестве заняли проекты восстановления разрушенных войной городов: Истры (1942–1943), Новгорода (1943–1945) и Кишинева (1947).

Автор большого числа научных работ по истории и современным проблемам архитектуры, Щусев оставил о себе память и как педагог (преподавал в 1908–1949 в Высших художественно-технических мастерских, Вхутемас, в Московском архитектурном и других институтах).

Лауреат 4 Сталинских премий (1941, 1946, 1948 и 1952).

Умер Щусев в Москве 24 мая 1949.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: «Новгородинформ».