1083

Будущее древнерусской монументальной живописи: начала работу «Реставрационная школа №1»

Участники первой смены «Реставрационной школы №1» при Центре реставрации монументальной живописи приступили к занятиям, сообщает http://novgorodmuseum.ru Им предстоит одновременно учиться и помогать специалистам Новгородского музея-заповедника реставрировать древние фрески. Это начинание стало возможным благодаря победе проекта в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2014 года, который проводит Благотворительный фонд В. Потанина.

Руководитель Центра Тамара Анисимова приветствовала юных гостей и отметила, что Новгород стал родоначальником реставрации руинированной монументальной живописи. И таких масштабных работ больше нет нигде. Чтобы удостовериться в этом, в Великий Новгород приехали студенты из Санкт-Петербурга: художники-монументалисты из Академии художеств им. И.Е. Репина и реставраторы из Академии художественно-промышленного дизайна им. А.Л. Штиглица. Сотрудники Центра подготовили для них тканевые сумки, на которых их собственными руками вышиты фрагменты рисунков-граффити из церкви Спаса Преображения на Ковалеве – своеобразного символа реставрации монументальной живописи. Ведь именно с этого памятника и начались первые обретения и научная реставрация.

Свои пожелания радости успехов в работе произнесла Валентина Грекова – живой символ реставрации монументальной живописи.

- Традиция летних работ на объектах в вашем лице имеет продолжение, - сказала она. - Это важно не только для профессиональных специалистов, но это важно и для вас самих. Я имела возможность наблюдать, какое огромное влияние на формирование личности, отношения к труду, на формирование любви к древней нашей культуре имела работ тех студентов и школьников в годы, когда восстанавливались фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Многие ребята ездили по нескольку лет подряд, добровольно. Эта работа даст благодатные плоды и для вас, и для дела восстановления древнерусской монументальной живописи. Я очень рада, что теперь это проходит в такой организованной форме деятельности нового Центра реставрации монументальной живописи. И надеюсь, что вы в полной мере возьмете всё от этих занятий. Работа предстоит грандиозная.

Задача монументалистов – копировать фрески в храмах. Они будут работать в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре, в Никольском соборе, церкви Спаса Преображения на Ильине, церкви Федора Стратилата на Ручью, церкви Георгия на Торгу. И через месяц, по итогам смены, должны представить выставку своих работ. Практикантам-реставраторам предстоит работа в мастерских Центра, не самая чистая, но очень почетная – разбирать мельчайшие фрагменты фресок Феофана Грека, найденные при снятии полов в алтаре церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Участников школы ждут и теоретические лекции, и освоение новейших методик реставрации, в числе которых методика использования лазера для удаления поверхностных загрязнений с монументальной росписи