1351

Царь-сказка

С 25 по 29 апреля в Великом Новгороде пройдет 10-й юбилейный Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL. Фестиваль представляет театральные спектакли, посвященные мифологии. Фантастические истории для взрослых, древние мифы и саги, национальные эпосы и легенды, сказки для детей – все это компоненты фестивальной афиши, которая в этом году представит 22 спектакля из разных стран мира: России, Венгрии, Израиля, Швейцарии, Дании, Болгарии, Германии, Испании, Литвы, Латвии, Южной Кореи и Сингапура. Подробнее о знаменательном событии в театральной жизни города мы попросили рассказать шеф-координатора фестиваля Татьяну Боброву.

— Фестиваль проходит на новгородской земле уже в 10-й раз. Татьяна, расскажите, чем нынешний фестиваль будет отличаться от предыдущих?

— Каждый фестиваль - уникальное театральное явление и если бы они были похожи, не имело бы смысла проводить такие события. У нынешнего фестиваля разнообразная программа, в которой есть место и кукольным, и драматическим спектаклям. Большое место отдано современному танцу, и появился визуальный театр и театр объекта. Разнообразие форм и разнообразие наполнения – шекспировская фантазия, древнегреческая трагедия, фольклорная сказка, библейский миф.

Фестиваль расширил специальную программу – в этом году лаборатория «Молодая критика — театральное будущее» получила международный статус: в этом проекте принимают участие театроведы из Риги (Латвия) и Тарту (Эстония), молодые критики-выпускники и студенты Москвы и Санкт-Петербурга обсуждают спектакли, критикуют, вступают в дискуссии, итогом этого станет собственное мнение, выраженное в призе «Другой взгляд», который они вручат лучшему спектаклю – опять же по мнению молодой критики.

В этом году в Международномжюри присутствует новая страна – США, театральный профессор Манон Ван де Ватер только что проводила мастер-классы для учителей Беслана в рамках фестиваля Арлекин в Санкт-Петербурге и приезжает в Новгород принять участие в работе международного жюри. В этом году его представляют театральные режиссеры и театроведы из Латвии, Швеции и России. Добавились и новые гости – посмотреть на фестиваль приезжают коллеги из Турции, Финляндии, Сербии. Если включить сюда и специалистов, которые занимаются фестивалями в разных странах, то география фестиваля умещается в этом году в 20 стран мира.

— Да, география участников очень широкая. А чем иностранцев так заинтересовывает новгородский фестиваль? Интереснее, допустим, было бы выступить на московской, столичной сцене, нежели чем в провинции...

— История Великого Новгорода, как первой республики и исторического центра с огромным количеством памятников играет на руку фестивалю. Но идея «децентрализации» фестивального движения активно живет в Европе. Маленький венгерский город Сегед, бывшая летняя резиденция императора Францы Иосифа, ныне – один из крупнейших театральных фестивалей и Венгрии, и Европы, попасть на который – значит заслужить определенную оценку. Театры не удивляются тому, что едут в маленький город, для них имеет значение еще и программа фестиваля, кто там будет присутствовать, и прекрасная история Новгорода.

— Какие «изюминки» нельзя пропустить новгородцу? Что нас должно, несомненно, удивить?

— Каждый зритель ловит «свою волну» от спектакля. Кто-то увидел, что впервые в Новгороде будет театр из Сингапура, который представляет уникальный спектакль «Духи». Уникальный потому, что играют женские роли в нем мужчины, профессиональные исполнители женских ролей в Пекинской опере. Три женщины, которых в истории Китая считают настоящим проклятьями своей страны, но которые были сильными и героическими для своей эпохи. Драматическое искусство, отточенное веками, специальный свет, музыка в живом исполнении (музыканты из Малайзии и Австралии), грим, искусство вокала – это, безусловно, яркая сторона фестивальной медали.

А с другой стороны – кто-то влюбиться в спектакль «Беовульф», дерзкий, современный театр рассказчиков, где датчане, как первые журналисты-репортеры с места событий, где чудище Грендель воюет с королем, ведут свои репортажи из 7 века, с борта корабля викингов.

Есть и свои «хедлайнеры»: спектакль «Шинель» болгарского театра «Кредо», его играли в Эдинбурге, в Иране, в Корее, в Греции – они собрали максимальное количество премий… и большой любви. Зритель влюбляется в их постановки, это удивительное свойство их актерской игры – тонкой, юмористической и «очень славянской» — они играют на русском языке специально в Новгороде.

Современный танец в этом году – одна из сильных сторон фестиваля: венгры признанные лидеры в этой сфере, их спектакль «Неведомое» это ясная хореографическая мысль, очень эмоциональная и тонкая работа. Швейцарский театр представляет двух настоящих звезд современного танца этой страны и мы рады, что новгородцы увидят Хидето Хишики и Анну Хубер. Благодаря сотрудничеству с Генеральным Консульством Швейцарии, Швейцарским культурным фондом Про Гельвеция и Швейцарскими международными авиалиниями удалось продлить знакомство с искусством Швейцарии в специальном проекте «Swiss Step».

— Какие необычные театральные жанры будут представлены?

— Наверное, самый живой жанр – автобиографические импровизации. Вильнюсский театр «Открытый круг» привозит очень трепетный, очень сильный спектакль «Открытый круг» – одноименный со своим театрам, это живая исповедь молодого поколения. Есть такой актерский тренинг – рассказать о себе. А когда рассказ происходит в круге, то рождается общая история поколения – о себе, о маме, о первой игре «денди», о разводе родителей, о взрослении, первой любви, и зритель ловит себя на мысли, что он прекрасно бы вписался в такой круг со своей историей. Это очень живой отклик, очень сильный эмоциональный опыт для зрителя и актера.

— А на какого зрителя, в основном, рассчитаны спектакли?

— Фестиваль перестал быть только игровой площадкой для детей. Это не значит, что детский зритель не в приоритете. Но нам бы хотелось, чтобы работы, которые видит новгородский зритель, были не просто сюсюканьем, а действительно интересными, яркими спектаклями в жанре сказки. И если в этом году кажется, что детских спектаклей меньше – значит, их действительно меньше «хороших», потому что хочется привозить – лучшие, а не просто ставить галочку «Детский спектакль. Одна штука. Про колобка». Зато есть совершенно «фантастическая» пестрая программа с Шекспиром и Софоклом, Достоевским и Гоголем, китайской мистической драмой и Борисом Шергиным.

Самый младший зритель на фестивале от трех лет – он смотрит нашу «Белую сказку» - или уже чуть-чуть постарше лет от пяти – смотрит Ваню Датского или Харука, а студенты послушают спектакли на иностранных языках, например – Железный Ганс.

— В заключении хотелось бы спросить, почему все-таки «Царь-сказка»?

— У Пушкина была Царь-Девица, в Москве есть Царь-пушка и Царь-колокол. Было желание подчеркнуть что-то масштабное и единственное, уникальное. Так и родилось это чисто русское понятие царь-история, царь-сказка. Это практически непереводимо для иностранцев, поэтому мы взяли такое емкое Kingfestival. Узнавая о тематике фестиваля, - мифологические истории и сказка, наши иностранные коллеги ахают и говорят, что мы избрали уникальный и неисчерпаемый кладезь для фестивальных историй, потому что основа театра идет от мифологических ритуалов, историй, сказок. И потому фантастическая составляющая в современных спектаклях это и Шекспир, и Гоголь, и Гомер, и греческие трагедии о богах и героях, и современные фантазии танцовщиков и детские сказки. И поэтому на фестивале может быть и сказка для детей про Колобка, и кровавая истории Медеи для взрослых. В этом году в фестивальной афише есть Софокл, библейские мифы, эпос викингов. Возможно, на другом фестивале столь разные спектакли никогда бы не встретились.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: «Ваши Новости«.