1317

Центр реставрации монументальной живописи расположится на территории Антониева монастыря

2 апреля 2014 года в 15:00 в конференц-зале Музея изобразительных искусств (Софийская пл., 2) состоится презентация проекта реставрации Западного и Берегового корпусов Антониева монастыря с приспособлением под создание в этих помещениях Центра реставрации монументальной живописи.

Вопрос о создании в Новгороде Центра реставрации был рассмотрен 28 июля 2006 г. на заседании организационного комитета МК РФ и Администрации Новгородской области по подготовке и проведению празднования 1150-летия основания Великого Новгорода.

Целесообразность создания Центра на базе Новгородского музея, осуществляющего хранение пятнадцати памятников древней архитектуры и монументальной живописи, а также обладающего самой большой в стране коллекцией фрагментов монументальной живописи, обсуждалась совместно с ведущими российскими реставраторами, искусствоведами, представителями Церкви и общественными деятелями.

Создание Центра реставрации – итог планомерной и целенаправленной работы Губернатора Новгородской области С.Г. Митина по привлечению внимания официальных лиц к проблеме сохранения и реставрации объектов культурного наследия: с 2006 года на всех официальных заседаниях при Аппарате Правительства РФ, Комиссии по сохранения культурного наследия руководителем области поднимался этот вопрос. В результате чего 18.09.2009 г. выходит документ «Перечень поручений по итогам совместного заседания Президиума Государственного совета РФ и Президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству», утверждённый 03.10.2009 г. Президентом Д.А. Медведевым. В документе одним из поручений является рассмотрение вопроса о создании в исторических центрах РФ государственных реставрационных центров, осуществляющих научно-исследовательскую, образовательную и производственную деятельность.

Новгородский Центр реставрации планируется разместить на территории Антониева монастыря, как одно из направлений, совместного с Новгородским университетом, общего образовательного гуманитарного процесса, направленного на развитие и использование мощного духовного и культурного потенциала, что весьма эффективно будет способствовать развитию региона в целом.

Справочная информация

Архитектурные памятники Великого Новгорода уже давно имеют мировую славу, однако особую известность они получили после 1945 года, когда большинство из них, серьёзно пострадавших в годы Великой Отечественной войны, было возрождено в результате невиданного ранее размаха реставрационных работ. По сути – это редкий пример восстановления из руин одного из древнейших исторических городов России.

Основной объём исследовательских и проектных работ, наряду с видными специалистами из других организаций, выполняла Новгородская проектная мастерская. В 1947 г. она получила собственную производственную базу и потому стала называться Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Так родилась школа Новгородской реставрации, охватывающая несколько направлений: реставрация каменного и деревянного зодчества, реставрация монументальной живописи, а также разработка своих основных методических приёмов реставрации.

В начале (середина 1940-х годов) на руинированных памятниках для предотвращения дальнейшего разрушения проводились противоаварийные консервационные мероприятия (устройство кровель, закладки пробоин и т.д.) Параллельно проводились работы по разборке завалов и выимки фрагментов фресковой живописи с последующей обработкой и складированием. В конце 1940-х - начале 1950-х годов начинается процесс восстановления руинированных памятников, проводятся работы по реставрации сохранившихся в них композиций монументальной живописи, а также начинаются работы по подборке в композиции найденных фрагментов фресковой живописи. С конца 1950-х гг. в Новгородской области начинается активная работа по спасению сохранившихся памятников народной деревянной архитектуры. Высокая общая оценка качества новгородской реставрации нашла отражение в специальной литературе. Фотографии памятников, модели и чертежи реконструкций их древнего облика изданы во многих книгах и альбомах, экспонировались на всесоюзных и международных выставках, посвящённых культуре Древней Руси.

С началом кризиса 1990-х гг. новгородская реставрация оказалась в трудной ситуации: ушли из жизни наиболее видные реставраторы, сократилось государственное финансирование, распался некогда сплочённый коллектив. Однако работы по спасению памятников не прекратились, хотя сам процесс реставрации и подходы к нему стали меняться не в лучшую сторону. Началось активное внедрение иногородних организаций со своими методиками, не всегда совпадающими с традиционными новгородскими подходами к реставрации наших древних памятников. Новгород забил тревогу о необходимости возрождения Новгородской школы реставрации. Первым этапом на этом пути должно стать создание Центра реставрации монументальной живописи, одного из важных направлений общего процесса реставрации Новгородских храмов.