1552

Что нужно для создания бестселлера?

 

ответы на вопросы

 

1. Эльвина , Красноярск : 1.Как понять стоящее ли что-то получилось или же нет? Невозможно же ориентироваться на друзей-родных-приятелей-знакомых. 2.Что нужно для опубликования произведения не в Интернете, а в "книжном" варианте?

Михаил Веллер: Графоман отличается от профессионала только тем, что написанное графоманом нравится ему одному, а написанное профессионалом – многим.

Верить приходится только себе одному, но сверять себя постоянно надо только с великими, иначе графомания почти неизбежна. Для опубликования нужны вера в себя, настойчивость, самокритичность, умение ладить с людьми и твердое знание того, что твои тексты чего-то стоят.

 

2. Мурсалимова Диана Александровна , Новосибирск : Здравствуйте, Михаил. Подскажите, пожалуйста, что нужно сделать для того, чтобы издать небольшую книгу (пишу стихотворения) тиражом в 100-150? Куда обращаться и много ли для этого нужно денег? Заранее огромное человеческое СПАСИБО!!!

Михаил Веллер: Небольшая книга стихотворений тиражом 150 экземпляров стоит 200-500 долларов, а обращаться лучше всего в петербургское издательство "Новый Геликон".

 

3. Анна , Москва-Красноярск : Скажите, Михаил, зачем вы пишете.

Михаил Веллер: На этот вопрос я отвечал в рассказе "Рандеву со знаменитостью" в книге "Долина идолов" и в двухтомнике "Как стать писателем".

А коротко - это моя форма существования.

 

4. лариса , москва : Почему в настоящее время в прошлом профессиональные писатели мало пишут и издаются в отличие от непрофессиналов ( Донцова и многие другие)?

Михаил Веллер: Профессионал не тот, кто имеет бумажку, а тот, кто стал ассом в своем деле.

Формальное образование для писателя значения не имеет. Большинство профессиональных писателей прошлого отличались низкой творческой потенцией и не умели писать интересно. Их время ушло. Писать надо так, чтобы читатель хотел тебя читать.

 

5. Александр , Новосибирск : Произведение можно написать легко, на одном дыхании, но не факт, что оно окажется удачным. Возможно и другое: произведение вымучено, но по прошествии времени тянет на шедевр. Как у Вас? Были ли такие случаи? Если были, то приведите, если можно, примеры.

Михаил Веллер: Наверное, быстрее и легче всего у меня написались "Памятник Дантесу" и "Оружейник Тарасюк", а некоторые очень короткие рассказы я писал очень долго.

Рецептов нет.

 

6. Сергей Рябинкин : Доброе время суток Михаил! Лучшие сериалы советских времен - "Тени исчезают в полдень", "Вызываем огонь на себя", "Место встречи изменить нельзя" и сериалы сегодняшние - Вы за какие голосуете?

Михаил Веллер: Я за "Место встречи" и "17 мгновений весны".

Хотя первые "Менты" или "Штрафбат" - тоже неплохие сериалы.

 

7. Аджар , Москва : Сколько стоит "раскрутиться" в качестве писателя? И на какой гонорар может рассчитывать молодой писатель, пока его имя не стало известным?

Михаил Веллер: Если молодой писатель думает не о том, чтобы написать идеально хорошую книгу и издать ее любой ценой, а о том, сколько ему за книгу заплатят, то симпатии это не вызывает.

Рассчитывать он может сегодня и на тысячу долларов, и на 400 долларов за первые книги. Сколько стоит раскрутка - я не знаю. Хотя в раскрутку "Гастрарбайтера" Эдуарда Багирова издатель Рыков вложил огромные деньги. Лично в меня никто не вкладывал ни копейки.

 

8. Елена , Одесса : А Вам не кажется, что некоторые Ваши произведения - это литературная обработка различных анекдотов, историй, передающихся "из уст в уста", во многом именно одесских?

Михаил Веллер: Амбивалентные чувства - экто когда выдуманная тобою история заглатывается читателем с таким доверием, что он начинает считать ее обработкой фольклора, который был до тебя.

 

9. Сергей Дронов , Москва : Что необходимо сделать для того, чтобы издатель принял твою рукопись?

Михаил Веллер: Грамотно ее оформить. Сегодня - в электронном виде. А еще - чтобы она действительно чего-то стоила. И тогда, если 20 издателей отвергнут - то 21-й возьмет обязательно.

 

10. Евгения Розинг , Москва : Почему Вы так часто появляетесь в программе Соловьева "К барьеру!". Вы дружите с Соловьевым? Вам нравится, что он делает на ТВ? И не кажется ли Вам, что иногда известных людей, "мастодонтов полемики", к которым я, несомненно, отношу и Вас:) просто используют для раскрутки малоизвестных людей, как было в прошлый четверг с историком, фамилию которого, каюсь, забыла? :)

Михаил Веллер: Я дружу с Соловьевым и его программы полагаю лучшими в сегодняшнем ТВ.

Зовут, я думаю, потому, что круг людей, умеющих публично разговаривать, достаточно мал, к сожалению. Что до раскрутки малоизвестных, то мотивы для приглашения гостей бывают иногда сложными и многослойными.

 

11. Анюта , Москва : Вы - классный! Умный, остроумный, талантливый! Скажите, талант - это от Бога, природы, если угодно, или это наживное, то есть можно приобрести путем работы над собой? Спасибо!

Михаил Веллер: В упомянутом рассказе "Рандеву со знаменитостью" я говорил, что талантом нужно родиться, но, родившись с талантом, можно им стать, а можно не стать.

Без работы ничего не будет.

 

12. Александр Кудрявцев , Москва : Как вы относитесь к употреблению в литературном тексте нецензурной лексики, мата? Как по-вашему, книга - это личное дело или общественное?

Михаил Веллер: В книге "Долина идолов" у меня есть глава "Мат: сущность и место".

Я полагаю, что в очень взвешенной дозировке мат допустим или даже уместен только в прямой речи героев, когда без него необходимая выразительность и точность не достигаются.

Но, чтение - одинокое дело, не публичное. Читатель наедине с собой и с текстом. А практически любой человек наедине с собой нередко матерится, сам себя не стесняясь. Публичное употребление мата или мат в авторском изложении текста представляется мне пошлостью и грязью.

 

13. Ольга Подойницына , Санкт-Петербург : Сколько времени у вас уходит от первой задумки произведения до финальной точки? Бывало так, что, уже закончив писать, вдруг начинали переписывать всё заново?

Михаил Веллер: Иногда много лет.

От момента возникновения идеи "все о жизни" до написания книги прошло 17 лет. А иногда бывает - приходит в голову и садишься за стол сразу. Но это гораздо реже.

 

14. Михаил Сайкин , Ростов : Как Вы относитесь к развитию интернета? Как Вы думаете, какими будут в перспективе взаимоотношения литературы и интернета?

Михаил Веллер: Интернет незаменим как суперэнциклопедия.

Интернет работает канализацией для графоманов, которые освобождают серьезные редакции от своей писанины. Думаю, что таковыми эти взаимоотношения и останутся.

 

15. Мария , Москва : Расскажите, что Вы вкладываете в понятие бестселлер? Если исходить именно из значения слова, то Маринина и Донцова - бестселлеры, а Толстой и Достоевский - лузеры, но разве это правильно с точки зрения морали и значения этих книг? И как сделать так, чтобы великие классики снова стали бестселлерами? И вообще, нужно ли это?

Михаил Веллер: Бестселлер - это особый род литературы, главной характеристикой которой является повышенный спрос.

Бестселлер может быть не только детектив, но и публицистика, и мемуары, и скандальные политические разоблачения. Понятно, что литература для отдыха пользуется большим спросом, чем литература для умственной работы. Но на этом основании мы не объявляем производителей мороженого большими удачниками, чем нейрохирургов. Великие классики практически никогда не были бестселлерами. Зато они остались очень надолго, большинство бестселлеров значительно пережив.

 

16. Алексей , Саратов : Как относитесь к современным писателям? Для Вас они, прежде всего конкуренты или все-таки братья по цеху? Можете назвать любимого?

Михаил Веллер: Братья и конкуренты в литературе отлично совмещаются.

Как говорил герой Высоцкого в фильме "Служили два товарища": "Конкурентов не потерплю. Морской закон суров: кирпич на шею и за борт". Я не могу назвать одного любимого писателя, но хорошие, разумеется, есть.

 

17. Артем Яковлевич , Питер : Общество потребления - это хорошо или плохо? В СССР было сложно с продуктами, но зато мы были самой читающей страной, сейчас в магазинах, что хочешь, а в душах пустота.

Можно ли совместить материальное благополучие и духовное величие? Может, это и будет коммунизм? Не в том плане, как он декларировался в СССР, а так сказать "с человеческим лицом"?

Михаил Веллер: Общество потребления отличается от общества изобилия тем, что во втором случае потребление не есть главное.

Как йоги для достижения своими учениками духовных высот отбирают физически абсолютно здоровых мальчиков, так и для духовного величия человека сначала надо подкормить и приодеть, чтобы он начал думать о высоком.

Коммунизма, очевидно, не будет никогда, но стремление к нему будет всегда. Все сводится к старой истине - жить не для того, чтобы жрать, но без продуктов обойтись невозможно.

 

18.  Анна Жарова , Рязань : У Вас есть свои кумиры в литературе?

Михаил Веллер: Эдгар По, Акутагава Рюноскэ, Лев Толстой, Торнтон Уайлдер.

 

19. Яна , Дубна : Что дарит Вам вдохновение? Помогают ли в творчестве семья, близкие или наоборот отвлекают?

Михаил Веллер: Это то, что плохие литературоведы и журналисты называли вдохновением, для профессионального литератора - рабочее состояние.

Это состояние значительного нервного перевозбуждения. И задача только в том, чтобы каждый день от него отходить и отдохнуть до завтрашнего дня. Что касается семьи, то семьи, как и литераторы, бывают разные. С моей семьей пока все - тьфу-тьфу-тьфу.

 

20. Ксения Л. : Согласно Вашему творчеству - страдания необходимы человеку, именно благодаря им формируется личность. Но как Вы считаете, есть же некая норма, превышать которую не стоит? И потом человек, сохраняющий стойкость и оптимизм, несмотря на все зигзаги судьбы, гораздо больше заслуживает уважения, чем вечно страдающий тип, не так ли?

Михаил Веллер: Любой нормальный человек предпочел бы обойтись без страданий, но это еще никому не удавалось.

Личность формируется всеми обстоятельствами. Превышение меры страданий деформирует и уродует личность. А хранить стойкость и оптимизм в страданиях - чрезвычайно тяжело и рецептов здесь нет.

 

21. Лиза , Москва : Планируете ли Вы снять фильм по мотивам Ваших книг? Если да, то по какой первой?

Михаил Веллер: Мне много лет не везло с экранизациями - или они были ужасными, или они не получались.

Когда Юрий Мамин готов был снимать "Легенды Невского проспекта", то его продюсер сбежал с обоими миллионами долларов. Сейчас у меня снимаются фильмы по трем произведениям сразу, но, став за прошедшие годы суеверным, я стучу по всему деревянному, что попадается на пути.

 

22. Роман : Вам хотелось бы вернуться в прошлое, чтобы написать по другому и о другом? Или, если бы такая возможность и представилась, вы бы не изменили ни буквы в своих произведениях?

Михаил Веллер: Нет.

Я благодарю Парня Наверху за все, что было.

 

23. Вячеслав , Кондопога : А вы болеете за нашу футбольную сборную на Евро-2008? Вы вообще азартный человек?

Михаил Веллер: Я часто цитирую фразу профессора Хоннекера из "Колыбели для кошки" Курта Воннегута: "Я никогда не мог понять, как люди играют в придуманные игры, когда на свете столько настоящих игр".

Моей азартности и спортивных зрелищ хватает только на профессиональный бокс.

 

24. Иван , Тюмень : Михаил, вас можно очень часто увидеть в различных ток-шоу. При все к вам уважении вопрос: зачем вам это нужно, если хорошие книги и так купят?

Михаил Веллер: Телевидение - это гигантская аудитория.

И если у меня есть что сказать, я не вижу смысла отказываться от такой возможности. Если мне сказать нечего, то от приглашения на ТВ я отказываюсь.

 

25. Игорь , Москва : Здравствуйте, уважаемый Михаил Иосифович! 1. Скажите, почему все Ваши великолепные книги так неважно эстетически и полиграфически оформлены? Я думаю, что все поклонники Вашего творчества готовы немного переплатить, чтобы у них в руках было прекрасное содержание, оформленное красиво и приятно.

Как правило, такие книги так и хочется держать в руках и перечитывать! 2. Планируете ли Вы в ближайшем будущем творческую встречу с читателями? Уверен, этого ждут многие поклонники Вашего таланта! 3. Чувствуется, что Вы совсем неравнодушны к боксу... Что Вас с ним связывает или связывало? Спасибо!!!

Михаил Веллер: 1. Вы знаете, уже много лет свои книги оформляю я фактически сам. Очевидно, у нас с вами в чем-то разные вкусы. Простите великодушно, по-моему, не так уж они плохо и оформлены. Некоторым даже нравится. А что до качества бумаги, то иногда - это отдельный вопрос. 2. Я думаю, что ближайшая встреча будет на сентябрьской Московской книжной ярмарке. 3. В юности я немного занимался боксом, и даже руки-ноги хорошо ходили, но удара в голову я не держал. Вот и пришлось бросить.

 

26. Michael Volkov , Ашдод. Израиль. : Перечитал Ваш "Великий последний шанс. 2005". Прошло три года - только усугубилось!Над чем работаете сейсас? Где можно почитать продолжение?

Михаил Веллер: В продолжение "Великого последнего шанса" была тоненькая брошюрка "К последнему шансу".

Что касается работы сейчас, меня давно отучили говорить "гоп", пока не перепрыгну.

 

27. Сергей , Сургут : Уважаемый Михаил! Ваши произведения интересны, поучительны и познавательны. Видно, что тяжким трудом вы пришли к кажущейся легкости письма. Мучает вопрос такой... На Легендах Невского проспекта и Майоре Звягине, притче о батьке Махно, - это прекрасно, но денег больших не сделаешь. Не скрываетесь ли Вы под псевдонимом одного из авторов многочисленных детективных сериалов? Так, чисто ради хлеба с маслом? Ведь могЕте! Ни коим образом не осуждая, с уважением, Сергей, ваш поклонник, г.

Сургут

Михаил Веллер: Мысль писать и печататься под псевдонимом приводила меня всегда в совершеннейшую злобу. И никогда в жизни я не делал подобного. Что же до гонораров, которых может хватать на жизнь, то тираж "Легенд" на сегодня - 1 млн 250 тысяч. Тираж "Звягина" - 750 тысяч. А "Махно" за год было продано 130 тысяч. На эти гонорары я кое-как и живу, и полагаю грехом жаловаться.

 

28. Борис Анатольевич , Краснодар : Выражаю уважение и благодарность Михаилу Иосифовичу. Вопрос: не устает ли с годами писатель от собственного профессионального совершенства? Второе: Вас лично удовлетворяет уровень ( количество и качество) имеющейся "обратной связи" с читателем?

Михаил Веллер: Писатель устает от своего несовершенства, незадачливости и неспособности.

От хорошего - не устаешь. А обратная связь с читателем настолько непредсказуема, что к ней приходится относиться спокойно, тем более, что других читателей у господа для нас нет.

 

29. Максим , Саратов : Как вас первый раз пригласили на телевидение? Сыграло ли роль какое-либо знакомство?

Михаил Веллер: Припоминается, что в первый раз меня пригласили на телевидение лет 10 назад на утреннюю программу канала НТВ, и произошло это абсолютно случайно.

Сейчас даже не помню как.

 

30. Валерий Цуркан , Сызрань : Здравствуйте, Михаил! Хотел бы узнать у Вас, как Вы отбираете темы, по каким критериям? Часто бывает так, хочется о чём-то написать, замысел есть, а тему подобрать не можешь.

Буду признателен Вам за ответ! С уважением, Валерий Цуркан.

Михаил Веллер: Писатели делятся на две половины. Первые не знают, о чем писать, а вторые не знают, где взять время, чтобы написать все задуманное. Я-то, скорее, отношусь ко вторым. Темы отбираются по принципу - насколько материал, замысел, настроение и сюжет сочетаются друг с другом. А вообще иногда долгие годы для какого-то сюжета или какого-то материала ты не можешь найти подходящее воплощение.

 

31. Дмитрий Шарко , Москва : Я был недавно в Каменце - Подольском. Поддерживаете ли вы связь с родным городом?

Михаил Веллер: К сожалению, я не был в Каменец-Подольском уже много лет. Хотя знаю нескольких земляков, живущих кто в Москве, кто в Петербурге, кто в Нью-Йорке.

 

32. Дмитрий Шарко , Москва : Как вы пишите? Каждый день по немногу или ждете вдохновения? Есть ли у вас своя система создания текста?

Михаил Веллер: Вы идеале я бы хотел абсолютно ничего не делать, кроме как каждый день, выспавшись, заваривать чай и садиться за стол.

Очень много лет я так и жил. А что до системы, то все, что мог, я изложил в книге "Мое дело".

 

33. Дмитрий , Новосибирск : Михаил Иосифович, восхищаюсь Вашим талантом, считаю Вас самым великим мыслителем за всю историю человечества. Прочитал большинство Ваших книг и считаю что все ответы на вопросы о бестселлере и его создании, в полной мере отражены в Ваших книгах, нужно только прочитать.

Спасибо Вам за ваш труд в развитии Вашего таланта писателя и мыслителя. С безмерным уважением.

Михаил Веллер: Огромное спасибо за солидарное мнение, но Платон и Спенсер тоже были великие мыслители. Я льщу себя надеждой, что философия энергоэволюционизма, построенная мной и изложенная в книгах "Все о жизни" и "Кассандра", на самом деле верхний кирпич на здании философии.

В конце концов, должен же быть верхний кирпич?

 

34. Игорь , Москва : Здравствуйте! Свои рецепты выздоровления России и выживания нашей цивилизации Вы описали в книге "Великий последний шанс" в июле 2005 года.

Прошло уже 3 года... Ничего не изменилось, исходя из того, что Вы предлагали. Означает ли, что этот шанс безвозвратно потерян? Если "нет", то сколько еще времени мы можем "подождать" для того, чтобы описанные в книге меры нашли свою реализацию? И, вообще, возможно ли это с нынешней властью и структурой государства??? Благодарю за ответ!

Михаил Веллер: Как сказал товарищ майор, "Крокодил летает, тильки очень низэнько".

История течет медленно, и последний шанс растворяется постепенно, как Чеширский кот, от которого остается одна улыбка. Но когда власть затевает программу возвращения соотечественников или обеспечения офицеров жильем, мне начинает казаться, будто что-то все-таки получается.

 

35. Анютка , Москва : Вы известный рассказчик баек. Расскажите, пожалуйста, что-нибудь из неопубликованного желательно про кого-нибудь известного, если хотите - без фамилий. Спасибо.

Михаил Веллер: Рассказывать байку - долго. И, кроме того, то, что сам я называю "байками", на самом деле является классической сюжетной новеллой в ироническом ключе. Много лет издатели уговаривают меня к "Легендам Невского проспекта" присовокупить "Легенды Арбата". Если боги дадут дожить, то там будут еще байки.

 

36. Женя , Тула : Совсем недавно нашла в интернете описание Инструкции по поведению в случае ядерной войны. Насколько я поняла, это описание взято из Вашего романа "Вавилонская Б.". Откуда такое глубокое знание предмета? Советовались со специалистами или просто помог писательский талант в очередной раз?

Михаил Веллер: Каждый, кто видел плакаты по гражданской обороне и читал инструкции по поведению в случае атомной войны, вполне может представить себе инструкцию, подобную той, которую я изложил в "Б.Вавилонской". Думаю, что любой действующий офицер, особенно ПВОшник или ракетчик, мог бы изложить это с еще большей яркостью и экспрессией.

 

37. Павел А. , Н.Новгород : Как Вы считаете, отомрет ли литература в будущем в том виде, что существует сейчас? То есть, все книги будут в инете, а в бумажном виде их и читать никто не будет? Или может быть, серьезной литературы вообще не станет, а останутся новости, развлечения и игры в интернете?

Михаил Веллер: Литература останется всегда, потому что человек мыслит словами, а литература - это именно работа со словом и изложение мыслей, чувств и событий через слова.

Литература является праосновой всех искусств. Это - базовый вид культуры. А что касается бумажной или электронной - будет и то, и другое, так же, как сейчас одноразовая посуда не может вытеснить у знатоков хрустальные бокалы для хорошего вина и фарфоровые чашечки для хорошего кофе.

Сильное содержание требует приличной формы.

 

38. Олег , Севастополь, Россия : Как Вы относитесь к проблеме Крыма и Севастополя? И что должны, по Вашему мнению, сделать власти России, чтобы вернуть город в состав России? И какую роль в этом процессе могли бы сыграть "лучшие люди общества" - писатели, актеры? Спасибо!

Михаил Веллер: Я думаю, что Крым и Севастополь у Украины можно было бы просто-напросто купить под видом аренды на бесконечные 49 лет, повязав Украину долгами за нефть и газ, и предложив ей огромные деньги, которые сейчас лежат в американской и западноевропейской экономике.

Если одновременно провести референдум среди населения Крыма и Севастополя, и признать результаты этого референдума, а главное, проявить при этом элементарную политическую волю, то и Крым, и Севастополь, и Донбасс, и все левобережье, и вся Новороссия - давно были бы российскими.

Здесь дело не в Крыме...

 

39. Анастасия , Москва : Раньше, и в царской России, и в советской, настоящие писатели были "рупором" общества, его совестью (по мере возможности, хотя бы).

Сейчас же писатели предпочитают писать "сопли с сахаром" или боевики, или детективы. Есть ли, по-вашему мнению, в нашей стране сейчас авторы, которых можно назвать совестью нации?

Михаил Веллер: Я думаю, ни один писатель в здравом уме не посмеет назвать сам себя совестью нации.

Это уже потомки дают такие названия. Насколько я знаю, и сейчас среди российских писателей есть нормальные люди, глубоко неравнодушные к судьбам своей страны. Другое дело, что изверившийся читатель чаще предпочтет купить развлекательную книгу, чем размышления о судьбах страны.

 

40. Дмитрий , Москва : Ваше отношение к ЕГЭ по литературе? Можно ли и нужно ли проходить его в виде теста? Как Вы расцениваете свои шансы при сдаче такого экзамена?

Михаил Веллер: Я не убежден, что вот прямо сегодня без дополнительной подготовки я сдам ЕГЭ по литературе.

Я готов согласиться, что начинание это не вредное, но ограничиваться подготовкой к такому экзамену - это, по-моему, профанация. Я думаю, что, скорее, требуется не знание основных точек в истории литературы, а понимание сущности литературы. А вот с этим у нас - гораздо труднее.

 

41. Никита Солодков , Углич : Последняя Ваша книга "Перпендикуляр" - обращение к теме русской литературы. Почему такое название? В связи с чем возникло желание написать об этом? С уважением, Никита

Михаил Веллер: Перпендикулярное мнение означает, очевидно, несогласную, нестандартную, вразрез течению, поперек общепринятого.

Потому и перпендикуляр. А возникло это желание давно, поскольку книга - это избранные лекции, изложенные нормальным человеческим языком в разных университетах мира в разные годы, начиная 1990-го.

Ну и жалко стало дать добру пропасть.

 

42. Марк , Одесса : Я может слишком витиевато задаю вопрос, формируется ли с годами у человека, обладающего чувством юмора, более тонкое чутье юмора или наоборот, человек с годами все больше опускается в пошлость? Спасибо

Михаил Веллер: Я думаю, если человек юмор сделал своей профессией и гонит строку, вышибая рубль из читателей и слушателей, то с годами он обязательно опустится в пошлость, исходя из установки "и так сойдет, и так заплатят".

Если человек работает для собственного удовольствия, все время желая работать насколько возможно лучше, то, наверное, с годами чувство юмора может делаться тоньше, потому что во всем возникает какая-то привычка и нарабатываются какие-то профессиональные приемы.

 

43. Катя Хромова , Елабуга : Как прошел Ваш юбилейный вечер? Удалось ли отметить его так, как хотелось? Что обычно Вам дарят на день рождения? Что предпочитаете дарить Вы? Какой самый необычный подарок Вам преподносили?

Михаил Веллер: На юбилейный вечер народ не вместился в зал ЦДЛ и стоял в проходах, в фойе и на лестницах.

Это было очень приятно автору, но вечер был наполовину смят, тем более, что треть приглашенных лично мною госте, просто не смогла пробиться. А в остальном - все было хорошо. Кроме того, по достижении определенного возраста на праздниках всегда остается пропадать масса выпивки и закуски. Что касается подарков, то главное, что они выражают отношение дарителя к одариваемому. Сам предмет уже не так важен. Самое крутое, что я получил в подарок, это классический "Маузер-К-96" 1919 года выпуска в рабочем состоянии. Правда, это было не в России. Я лояльный гражданин, у нас это запрещено.

 

44. Мила Кандила , Николаев : Есть ли темы, которые вы никогда не поднимаете в своих произведениях? Некие табу для творчества у вас существуют?

Михаил Веллер: Я ненавижу грязный постмодернизм типа Генри Миллера.

Я никогда не писал грязи не потому, что боялся нарушить табу, а потому, что брезглив настолько же, насколько все нормальные люди.

 

45. Юля : Раньше писателям и актерам присылали много писем по почте. А сейчас вам шлют бумажные письма?

Михаил Веллер: Я получаю письма на адрес "Радио Россия" или издательства "АСТ". Должен сознаться, что половина писем - это или графомания, или шизофрения. Нормальные люди письма пишут редко. Правда, тем приятнее их получать.

 

46. Zaremba : Вы прислушиваетесь к критике? Она вам помогает или задевает? Отвечаете ли вы тем, кто вас критикует?

Михаил Веллер: Отношение к критике я тоже изложил в рассказе "Рандеву со знаменитостью".

Могу повторить, что мне не известен случай, когда критик помог бы писателю писать лучше, но известно много случаев, когда критик отравлял писателю кровь и портил ему жизнь.

 

47. Алла : Нужны ли писателю литературные премии?

Михаил Веллер: Тому, кто получает премии, она, безусловно, нужна. Ему добавляется почета и денег. Тому, кто не получил премию, она очень вредит - у обделенного портится настроение, разливается желчь, разыгрываются ревность и зависть и вообще делается плохо.

И лишь избранные, вроде отказавшегося от Нобелевской премии Льва Толстого, полагают себя выше любых премий.

 

48. Dutf , Москва : Михаил, вопрос в связи с "Легендами Невского". А лично у Вас есть ностальгия по Советскому Союзу - ведь истории, рассказанные в книге могли, наверное, произойти только в то время и в той стране?

Михаил Веллер: Истории в черно-белом варианте не существует.

Хорошее и плохое были перемешаны в Советском Союзе, как и во всем. То, что было хорошее, разумеется, вызывает некоторую ностальгию. Но лично мне от государства всегда нужно было только одно - чтобы оно оставило меня в покое и не вмешивалось в мои дела. Так что лично меня, если говорить о моих эгоистических интересах, нынешнее положение дел вполне устраивает.

 

49. Юрий : У вас есть ученики? Мжно ли в принципе научить писать книги, или формулу произведения каждый писатель выводит сам для себя?

Михаил Веллер: О том, как можно научить писать, я написал когда-то рассказ "Гуру", вошедший в книгу "Долина идолов".

В этой книге я все и изложил. Учеников у меня вроде бы нет, но время от времени кто-то говорит, что я в чем-то явился его учителем. Вообще, у любого писателя есть два учителя: жизнь и библиотека.

 

50. Сиденич , Ялта : Тяжело ли быть публичным человеком? А как со звездной болезнью - затрагивала она вас или нет?

Михаил Веллер: У меня не брали анализа на звездную болезнь, но пока головокружений не было.

Я знаю, что такое публичная женщина. По-моему, публичный человек, это тоже что-то не совсем приличное. Могу только сказать, что перестает хватать времени на все.

 

51. Анжела : Есть понятия: мой человек, мой город. Кто он - Ваш человек, каков он город, где Вы себя чувствуете комфортно и хотели бы там жить постоянно?

Михаил Веллер: Мои люди - это моя семья.

А мой город - это Ленинград и Петербург.

 

52. Арина , Москва : Добрый день! А о чем вы планируете писать Вашу следующую книгу?

Михаил Веллер: Я очень люблю повторять старую пословицу: "Если хочешь насмешить Господа, расскажи о своих планах".

 

53. Карина : Нужен ли, важен ли для писателя пиар и самопиар?

Михаил Веллер: Для писателя важно только одно - сосредоточить все силы на том, чтобы писать максимально хорошо.

Вот для тиражей писателя пиар бывает чрезвычайно важен. Критик бывает глуп, читатель бывает инертен, а внушить человеку можно все на свете. Любой писатель мечтает, чтобы всем читателям государственным законом было вменено в обязанность считать его гением, необходимым для прочтения.

 

54. Женя : Какая из социальных проблем нашего общества кажется вам самой неразрешимой?

Михаил Веллер: Хамство. Хамство - это, скорее, не социальная, но социопсихологическая проблема, которая порождает многие другие наши беды.

 

55. Женя , Москва : А в каких-то других, отвлеченных сферах жизни Вам умение писать помогало? В любви, например.

Михаил Веллер: Вы заставили меня задуматься. Боюсь, что нет. Разве что умение писать в результате помогло мне зарабатывать деньги и не заниматься больше ничем, чем я не хочу заниматься.

 

56. Клим , Сыктывкар : Обязательно ли писателю быть 100% грамотным или можно и без этого?

Михаил Веллер: Неграмотный писатель всегда имеет шанс стать телевизионным журналистом.

Бывали случаи, когда Джеку Лондону запятые в тексте расставляла жена. Но вообще писатель, плохо владеющий своим ремеслом, то есть письменным языком, это тот самый рабкорр - советский рабочий корреспондент, - который неграмотен, но обладает правильным классовым сознанием, а редактор за него переписывает текст.

Это уродство может вызывать ненависть, а может жалость - в зависимости от того, кто как хочет устроиться.

 

57. Марта , Москва : Вы уже частично затронули эту тему, но все же...Почему действительно, выпускник литературного института практически неизвесты широкой публике, а известными и популярными становятся люди, которые не являются литераторами по образованию? Почему "непрофессионалы" пишут интереснее, чем профессионалы?

Михаил Веллер: Советский Литературный институт - есть порождение тоталитарной советской власти, которая стремилась поставить себе на службу все виды человеческой деятельности, в том числе литературу.

Ни один великий - писатель Данте, актер Шекспир, артиллерист Толстой, инженер Достоевский, врач Чехов, чернорабочий Диккенс, - не имели некоего специального образования.

Литература - это призвание, это служба, это профессия одиночек, которой невозможно овладеть в порядке обучения. Таким образом, российский Литературный институт - единственное в мире заведение подобного рода, движется к своему бесспорному концу. Лучшие советские писатели - врач Михаил Булгаков, врач Василий Аксенов, астроном Борис Стругацкий, архитектор Андрей Вознесенский, высокообразованные в литературе люди, никогда не имели нужды в бумажке с печатью о специальном образовании.

Литературное образование ты получаешь самостоятельно, читая книги.

 

58. Марта , Москва : И еще один вопрос, касаемо мата...Не согласна, что практически каждый наедеине с собой матерится, знаю массу людей, которые опровергают своей жизнью и поведением эту точку зрения. И почему раньше, и классики, и советские писатели (Распутин, В.Иванов, Трифонов) обходились без мата и тем не менее создавали гениальные произведения. Не оправдываем ли мы таким образом мат в ежеднеыном общении, впуская его через литературу в нашу жизнь?

Михаил Веллер: Мне нечего добавить к тому, что я сказал, и к тому, что я написал.

Мат входит в общение не через литературу, а больше всего матерятся люди, которые вообще ничего не читали.

 

59. Марина Гуцол , Черновцы : Любите ли вы путешествовать? Это чаще поездки по работе или по зову души?

Михаил Веллер: В наше время для человека с минимальными деньгами путешествий больше не существует.

Ты оплачиваешь тур - и тебя везут как туриста. Когда-то, в эпоху безденежья и неустроенности, было иначе. Но "по работе" я не ездил никогда и полагал это необыкновенной совковой пошлостью: "Писатель в творческой командировке изучает жизнь".

 

60. Ксения : Удалось ли вам сделать то, что по правилам нужно сделать за жизнь: построить дом, посадить дерево, вырастить сына?

Михаил Веллер: Чего я никогда не делал, это не говорил о своей личной жизни.

Правило эпохи - все на продажу - всегда было для меня неприемлемым.

 

61. Ольга Коленцова , Москва : Из того что Вы успели сделать за всю свою жизнь наибольшую гордость у Вас вызывает литературные произведения или какие-то жизненные свершения, поступки?

Михаил Веллер: Я думаю, что нормальный человек может гордиться только какими-то явными совершенными подвигами.

Никаких таких подвигов я в своей жизни, честно говоря, не припомню.

 

62. Иван : Сказка и реальность, существует ли та грань, которую Вы стараетесь не переступать в творчестве? И возможна ли хорошая литература вообще без антинаучного вымысла? Как пример - сопоставление научной фантастики и фэнтези; вопрос связан с тем, что даже в исторической классике бывает проскакивают такие вымыслы, что правда не умаляет ее художественной ценности?

Михаил Веллер: Нет рецептов.

Может быть гиперреализм без всякой фантастики, а может быть вымысел вполне научны, а может быть антинаучный. Литература очень разнообразна и рецептов на все случаи не существует.

Завершающее слово: Михаил Веллер: Всем большое спасибо.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».