1605

Депопуляция и расселение Великого Новгорода: Общественники раскритиковали стратегию развития Новгородской области до 2030 года

Новгородская региональная общественная организация "Собрание коренных новгородцев" считает, что Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года, в результате реализации которой ожидается депопуляция области, "никакой ценности не представляет и подлежит утилизации". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, с таким заявлением на публичном обсуждении документа 29 ноября выступила председатель организации, член Общественной палаты Новгородской области Анна Черепанова.

"Результатом реализации любой стратегии являются целевые показатели социально-экономического развития. В Новгородской области, согласно стратегии, численность населения к 2030 году по сравнению с 2009-м сократится на 95 тысяч, и к 2030 году составит 550 тысяч человек. Эти потери эквивалентны численности двух городов - Боровичей и Старой Руссы. За период с 1990 по 2007 годы численность уже сократилась на 96 тысяч человек. Зачем новгородцам стратегия, результат которой - дальнейшая депопуляция области?", - заявила общественница. Она также отметила, что спрогнозированное увеличение продолжительности жизни новгородцев к 2030 году - до 70 лет - "далеко неевропейское": "Это сегодняшний уровень Гватемалы, Суринама, Гондураса. В стратегии развития СЗФО ожидаемая продолжительность жизни уже к 2020 году достигнет 75 лет. В Стратегии развития Новгородской области прогнозируется снижение рождаемости с 11,2 на тысячу жителей в 2009 году до 8,2 в 2030-м. В то время как в СЗФО в 2020 году этот показатель составит 13 рождений на тысячу человек. Представленная на совещании стратегия - не просто диагноз, а смертный приговор Новгородской области", - сказала Анна Черепанова.

По её мнению, оправдания первого вице-губернатора Александра Габитова о том, что при прогнозировании были использованы данные Росстата, выглядели "совершенно неубедительно". "Использование только статистических данных для анализа и прогнозирования - грубейшая методологическая ошибка разработчиков. Нельзя заниматься прогнозированием, определением будущего исходя только из прошлых тенденций. Так можно оценить лишь инерционные сдвиги. Статистика не улавливает намечающиеся процессы, ростки нового, разнообразие жизни. Для прогнозирования будущего существуют другие методы - SWOT- анализ, сценарный анализ, экспертные панели, социологические опросы, которые не были задействованы авторами стратегии", - отметила Черепанова, подчеркнув, что "стратегия должна была определить конкретный набор действий для преодоления демографического кризиса, в противном случае это - фиксация катастрофы".

Общественница также обратила внимание на стратегические приоритеты развития области, заявленные в документе. "Это, во-первых, сохранение особой роли области как региона, исторически тесно связанного со становлением российской государственности. В дальнейшем под этим понимается федеральная финансовая поддержка содержания исторических памятников, исторических изысканий и пилотный проект по формированию единой молодежной патриотической политики. Первая цель считывается, как достать и освоить деньги федерального бюджета, а вторая больше уместна для лагеря "Селигер", нежели Новгородской области", - пояснила она.

Черепанова также прокомментировала второй приоритет развития региона - "обеспечение устойчивого социально-экономического развития области, как достаточно типичного региона европейской части Российской Федерации и юга Северо-Западного федерального округа". "Конкурентоспособность региона, его привлекательность определяется уникальностью, а не типичностью. Иначе все регионы и стратегии были бы на одно лицо. Авторы стратегии заявляют, что использование имитационной модели показывает преимущество роста сельских поселений перед городскими. На этом основании предлагается децентрализовать Великий Новгород, вынести металлургическое и химическое производства в Чечулино, научный и конструкторский комплексы, лаборатории в Новоселицы. На мой взгляд, идея расселения Великого Новгорода деструктивна. Во всем мире города развиваются за счет концентрации трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсов, а не их распыления. По этому поводу у экономистов, урбанистов никогда не было споров. Совсем уж утопичным выглядит сюжет о создании в Холме, Неболчах и Юбилейном ([i]райцентр и посёлки в отдалённых районах[/i] - прим. ИА REGNUM) новых мощных промышленных, финансовых, научных и культурных центров. Считаю чиновники, которым принадлежит авторство этой идеи, должны на личном примере доказать ее состоятельность", - сказала общественница. По ее мнению, ключевые проблемы соотношения экономического и демографического развития остались "за кадром" стратегии: это проблема достижения экономического роста в условиях сокращения численности населения и то, каким образом будет компенсировано возрастающее давление на социальную инфраструктуру региона и бюджет в условиях старения населения.

"Стратегия представляет собой скорее декларацию о намерениях, нежели программу действий. Риски неблагоприятного развития событий никак не проиграны в сценариях", - заявила Черепанова, отметив, что многие актуальные направления в стратегию не вошли (например, развитие технических инноваций на базе научного и инженерного потенциала НовГУ; реиндустриализация региона, его культурное развитие, событийный, культурно-познавательный туризм; обеспечение высоких стандартов качества жизни на уровне Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

По мнению общественницы, стратегия развития должна быть создана специальной структурой, которой может быть Агентство развития Новгородской области, ответственное за весь процесс разработки документа вплоть до оценки реализации стратегии. Должна быть разработана методика, стратегический план (обсуждённый на разных площадках и представленный для инвесторов на межрегиональном, российском, международном уровнях), наконец, должен быть произведён мониторинг реализации стратегии, оценка результатов, внесение корректив.

"В этом случае у Новгородской области появится шанс создать стратегию, нацеленную на экономический рост, решение демографической проблемы, создание высоких стандартов жизни. Но это вопрос уже не экономический и даже не управленческий, а вопрос политической воли. За 30 лет Корея из страны, производившей деревянные лодки, стала крупнейшим производителем торгового флота в мире. Это произошло благодаря наличию чёткой стратегии и политической воли. И те чиновники, которые её не разделяли или не способствовали реализации, "вылетали" из своих кресел", - сказала руководитель "Собрания коренных новгородцев".

Эта организация, как и Общественная палата Новгородской области, по словам Черепановой, неоднократно обращала внимание на дефекты процесса стратегического планирования в регионе, но разработка стратегии была превращена в закрытый и непрозрачный процесс, а общественность пригласили на обсуждение уже готового документа.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, разработка Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года была начата в 2008 году, когда был заключён госконтракт стоимостью 9 млн рублей с НИИ исследования проблем предпринимательства (Москва), стратегия не была утверждена. В 2009 году был заключён новый госконтракт - с "Центром социально-консервативной политики" (Санкт-Петербург) на выполнение тех же самых работ стоимостью 4,8 млн рублей. Вице-губернатор Александр Габитов, представляя документ общественности, заявил, что к работе привлекались специалисты администрации области и муниципалитетов, учёные и общественность.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».