993

Детализация художественной реальности

В новгородском музее-заповеднике идёт работа по созданию мультимедийной информационно-справочной системы по картине Богдана Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года»

В скором времени любой желающий, придя в музей изобразительных искусств, что в бывшем здании Дворянского собрания, и поднявшись на второй этаж, где экспонируется знаменитое полотно, сможет узнать информацию о событии, изображенном на картине: людях, там присутствовавших, создателе памятника «Тысячелетие России», героях самого монумента, авторе картины и многом другом. Буквально лёгким прикосновением руки к экрану сенсорного киоска: вся информация и изображения будут скачаны в так называемую электронную книгу.

Как это было 8 сентября 1862 года. «День начался пятью пушечными залпами. Свежий ветер унес облака, погода выдалась великолепная, солнце мягко засияло на золотом куполе Софии, заиграло бликами на кирасах и киверах войск, однообразно красивыми шпалерами выстроившихся вдоль Присутственных мест. Публика спешила занять места на скамьях, амфитеатрами расположенных по обеим сторонам памятника», — читаем в книге Виктора Смирнова «Памятник государства Российского».

На картине Богдана Виллевальде запечатлён момент крестного хода вокруг памятника, которым завершилась в тот день праздничная литургия в Софийском соборе.

Но заходя в музей изобразительных искусств и проходя мимо картины Виллевальде, которую не заметить просто невозможно (её размеры — 2,70 метра на 3,90), редко кто из нас остановится, чтобы рассмотреть её детально. А сделавшего это может поджидать большой сюрприз — затянет с головой. Картина Виллевальде — это живописная книга, по фрагментам которой можно очень достоверно восстановить события давно минувших лет.

— Нам удалось идентифицировать около двадцати персоналий, изображенных на картине, — рассказывает Ирина ВАСИЛЬЕВА, заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций музея-заповедника. — Узнаваемы в первую очередь, конечно, императорская семья: Александр II с супругой и сыновьями, родные братья императора. Несмотря на небольшие изображения, многие персонажи прописаны с портретной точностью.

Будучи придворным живописцем, Виллевальде часто приходилось писать портреты августейших особ, а также картины, посвящённые официальным событиям: будь то въезд императора Александра II для коронации в Москву или открытие в Новгороде памятника «Тысячелетие России». Кроме того, узнать главных персонажей картины можно, сравнив с изображениями на других картинах, по военной форме и прочим признакам.

Вообще на этой картине, по словам специалистов, можно рассмотреть около полусотни портретных лиц, но назвать их имена практически невозможно: лишь несколько развёрнуты к зрителю фронтально, остальные изображены в профиль.

Но вот одного героя второго плана можно распознать, как говорится, невооружённым взглядом. Пусть его изображение несколько эскизное и не настолько детализировано, как другие. Но молодой человек в чёрном фраке очень выделяется среди фигур второго плана в военных мундирах. Это сам автор памятника — художник и скульптор Михаил Микешин.

— Узнать его можно и по ордену Владимира на груди, который художнику, как мы знаем, вручил государь по случаю открытия памятника, — объясняет Ирина Михайловна.

Придворный живописец Однако точно сказать, был ли Богдан Виллевальде на самом открытии памятника, нельзя. Наверное, как придворный живописец он должен был присутствовать в городе на Волхове, чтобы своими глазами видеть всё происходящее. Но то, что при написании картины он использовал фрагменты с гравюр, также запечатлевших сие важное событие, — факт. В негатеке новгородского музея-заповедника есть пересъёмка альбома с листами гравюр, где как раз изображены моменты подготовки города к открытию памятника: мощение кремля, момент установки фигур и другие.

— И на картине Виллевальде есть некоторые фрагменты, которые он явно позаимствовал оттуда. Потому что изображения абсолютно идентичные, — говорит Васильева. — Например, фрагмент вида второго плана, где к дому, расположенному у звонницы Софийского собора, приставлена лестница, по которой карабкаются люди, чтобы с крыши здания лучше видеть торжественную церемонию.

А какие-то вещи Богдан Павлович, наоборот, не стал изображать, хотя на гравюрах они присутствуют. Как, например, огромный герб, украшавший арку Новгородского кремля. Да и масштаб памятника на картине явно не соотнесён с фигурами людей — купол монумента явно меньше. Но подобная непропорциональность в данном случае очень уместна. Подобным художественным приёмом живописец делает акцент на торжественной процессии.

Конечно, это далеко не все интересные моменты, которые содержит в себе полотно Богдана Виллевальде. Но и раскрывать все секреты Ирина Васильева по понятным причинам не стала. Так что не только туристам, но и самим новгородцам будет что почерпнуть, полистав электронную книгу, посвящённую картине.

Презентация мультимедийной информационно-справочной системы по картине Богдана Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года» запланирована на осень.

А между тем... Главным событием предстоящих праздничных торжеств, приуроченных к 1150-летию зарождения российской государственности, которые пройдут в Великом Новгороде 21—23 сентября, должно стать театрализованное представление «История государства Российского» в Новгородском кремле как раз у памятника «Тысячелетие России».

Здесь планируется воссоздать церемонию торжественного открытия памятника в 1862 году, которая будет сопровождаться отрывками из оперных и театральных постановок, посвященных российской истории. Участниками церемонии станут «ожившие» фигуры героев, представленных на памятнике. Одной из центральных фигур будет император Александр II. А в залах Музея изобразительных искусств пройдёт торжественное открытие его бронзовой скульптуры. Ожидается участие и Президентского полка Московского Кремля.

Бесспорно, если бы памятник создавали сегодня, у него появился бы ещё как минимум один ярус с героями уже прошедших 150 лет. Каким он мог быть? Кто из героев новой и новейшей истории нашего государства достоин занять место среди исторических деятелей, представленных на памятнике? Подумать на эту тему и проголосовать за героя, чья фигура могла бы появиться на монументе, предлагает новгородское учреждение культуры «Библионика», презентовав на своем сайте интерактивный проект по созданию виртуального яруса памятника.

На сегодня в народном голосовании лидируют человек, покоривший космос — Юрий Гагарин, и наш земляк, композитор Сергей Рахманинов. По мнению новгородцев, на памятнике должны быть и военачальники времён Великой Отечественной войны, учёные, изменившие лицо науки: Менделеев, например, балерина Галина Уланова и, конечно, Владимир Высоцкий. А за кого вы отдали бы свой голос?

Газета "Новгородские ведомости" от 07.02. 2012 г.