952

Девять "НО" негосударственного образования в России

Казалось бы, негосударственные вузы, и без того обиженные стереотипами общества, в период кризиса и демографического спада давно должны были серьезно пострадать как материально, так и морально. НО 20 мая произошло событие, которое позволило взглянуть на ситуацию иначе... Многосторонний анализ ситуации в негосударственном секторе высшей школы, ставший главной задачей V Общего собрания Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ), показал крайне неожиданную картину. Среди докладчиков, выступивших на собрании и поделившихся своим видением реалий негосударственного образовательного сектора, не оказалось ни одного пессимиста. О сложившемся оптимизме и реализме в цитатах участников собрания.

ОПТИМИСТЫ

[i]Григорий БАЛЫХИН, председатель комитета Госдумы по образованию[/i]:

В правительстве создан комитет по негосударственному образовательному сектору, где целенаправленно изучают и пытаются решить проблемы негосударственных вузов. И главной проблемой нам видится неравнодоступность вузов к бюджетным средствам. Это касается и госзаказа с контрольными цифрами приема, того, что вузы с бюджетным финансированием не облагаются налогом на имущество, а государственные вузы - облагаются. Вуз, получающий доход от предпринимательской деятельности должен быть освобожден от налогов. Негосударственный образовательный сектор России - участок действительно сложный, НО почему-то многие забывают, что российские негосударственные вузы: те самые инновационные площадки для развития экономики; влияют на интеграцию в международные образовательные стандарты; дают возможность и право на образование многим.

[i]Олег СМОЛИН, заместитель председателя комитета по образованию, депутат Государственной думы[/i]:

Редко бывает, что представители государственных ведомств большие оптимисты, чем ректорский корпус. Вот несколько позиций по решению части проблем в негосударственном секторе. Во-первых, надо найти критерии, которые бы содействовали качеству образования в вузе. Я не уверен в том, что чем больше университет - тем обязательно выше качество образования. Во-вторых, равнодоступность вузов к госбюджету, конечно, должна быть. Негосударственные вузы поддержку от государства получат, но, скорее всего, коснется она лишь их небольшой части. А может, надо вернуться к положению 1992 года, в котором говорилось о равнодоступности к госбюджету всех аккредитованных вузов. Вряд ли это будет прямо сейчас, НО, возможно, это выход. В-третьих, госкомитет будет поддерживать и идею компенсацию по налогу на землю наравне с государственными вузами, и идею по налогу на прибыль, которую высказал сегодня Григорий Артемович Балыхин. Капля камень точит. Чтобы добиться своих целей, представителям негосударственного образовательного сектора необходимо активировать все формы взаимодействия. Благодарю вас за решение государственной задачи и за то, что общими усилиями вы двигаетесь вперед.

[i]Виктор КРУГЛОВ, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки[/i]:

Да, в отличие от проверенных временем государственных вузов, негосударственным нелегко доказать свою конкурентоспособность, НО у вас есть сильная мотивация - быть лучше. Причем нужно возлагать ответственность прежде всего на самих себя. Не ждать, пока правительство определит востребованность ваших выпускников в регионах, а самим дать эту оценку. Качество самоорганизации деятельности вуза - крайне важно. И есть среди негосударственных образовательных учреждений прекрасные примеры для подражания. Например, академия управления "ТИСБИ" - победители в конкурсе качества самоорганизации среди вузов России. Этот вуз имеет прекрасную материальную базу, а также оказывают реальную помощь по обучению инвалидов.

[i]Нелла ПРУС, руководитель Ассоциации негосударственных вузов Поволжского региона, ректор ТИСБИ[/i]

НО ведь не все так страшно! Ведь многим из нас уже по восемнадцать лет, мы растем и развиваемся. Сейчас сделано многое по сравнению с тем, что было раньше. Вы посмотрите - мы же везде... В правительстве нас выслушивают, проблемы обсуждают, многие студенты уже не делят вузы на государственные и негосударственные...

РЕАЛИСТЫ

[i]Лев ЗАКС, президент Ассоциации негосударственных вузов Екатеринбурга и Свердловской области, ректор Гуманитарного университета (Екатеринбург)[/i]:

В нашей системе образования попахивает дарвинизмом, и, поскольку мы на собрании ассоциации негосударственных вузов России, следует говорить и о том, удовлетворены ли мы работой ассоциации. АНВУЗ - та организация, которая может донести наши общие идеи до широкой публики, НО ощущение, что ведется только односторонняя работа с Госдумой. А с обществом, которое имеет колоссальное влияние на нашу исполнительную власть, работать не нужно? Негосударственный сектор нужно грамотно популяризировать, а работа только в кулуарах думы ни к чему не приведет. А ведь у лучших из нас есть реальные достижения, как в качестве образования, так и в науке.

[i]Сергей ЩЕННИКОВ, ректор ЛИНК МИМ[/i]:

Необходимо уточнение ниши нашей ассоциации, уточнение нашей миссии. НО для этого нужно провести вербализацию наших часто не вполне убедительных доводов, и основную силу направить на работу с внешней средой. Кроме того, нам нужно найти ресурсы по собственному совершенствованию, ведь сила всего негосударственного образовательного сектора в каждом из нас. И не надо забывать о том, что негосударственные вузы - мощная системная инновация. А какая инновационная экономика без инновационного образования? Поэтому в кризис государство должно поддерживать инновационно-работающие вузы, вне зависимости от их формы собственности.

[i]Николай МАЛЫШЕВ, заместитель председателя Совета АНВУЗ, председатель Президиума Совета ректоров негосударственных вузов Москвы и Московской области, президент Московского института экономики, менеджмента и права, министр образования России начала 1990-х годов[/i]:

Пора отказаться от системы "вывесок", когда вузу доверяют, только если на его вывеске есть слово "государственный". Увы, с позиции бывшего министра я наблюдаю лишь суету правительства по отношению к системе образования, не замечая при этом достижений негосударственного сектора. НО глобализация в мире такова: не важно, где ты учишься - все мы члены единого образовательного сообщества. В нашем деле есть вузы, показывающие, как надо развивать образование. Например, РосНОУ, который без поддержки государства стал серьезным конкурентом лучшим государственным вузам как по качеству образования, так и по науке. Очень рад, что в лице его ректора и председателя совета АНВУЗ Владимира Зернова появился настоящий реформатор.

[i]Евгений СОКОЛКОВ, председатель Совета ректоров Ассоциации негосударственных вузов Новосибирска и Сибирского Федерального округа, ректор Новосибирского гуманитарного института[/i]:

Многое в нашем секторе меняется, к сожалению, и у нас случаются проколы и недоработки. Конечно, мы еще недавно сложились, и дифференциация среди нас значительно выше, чем среди государственных вузов... НО дороги пока закрыты даже лучшим негосударственным вузам. И когда же мы из министерства государственного образования получим министерство образования?! Недавно, во время подготовке к Заседанию РОСРО, посвященного дискриминации негосударственных вузов России, прозвучала хорошая притча о хомячке и медведе. Идет мужик по птичьему рынку с огромным ревущим медведем на цепи. Все от страха разбегаются. Его спрашивают, мол, чего народ пугаешь? - Ищу того гада, который пару месяцев назад мне его под видом хомячка продал! Наш негосударственный сектор образования еще не медведь, но уже и не хомячок. Скорее, медвежонок.

[i]Владимир ЗЕРНОВ, председатель совета АНВУЗ, ректор РосНОУ[/i]:

Нынешнюю Россию невозможно представить без системы негосударственной высшей школы. Своего совершеннолетия она уже достигла, и, хотя до совершенства нам еще расти и расти, мы уже завоевали авторитет и признание как жизнеспособный и эффективный сектор образования, интегрированный в общенациональную систему подготовки кадров для многоотраслевой национальной экономики. Сейчас многие негосударственные вузы - лидеры активной студенческой жизни и продвижения инновационных технологий, например здоровьеформирующих. В целом ряде негосударственных вузов прием заканчивается еще в июле, так что нельзя говорить, что мы "подбираем" абитуриентов, не поступивших на бюджет. Проблема недобора по некоторым специальностям существует и в государственных вузах, НО абитуриенты все равно идут в вузы негосударственные. Парадокс. Значит, все-таки стереотипы меняются. Негосударственные вузы - инновационные площадки, которые создают конкурентную среду, это двигатель прогресса. Недооценка негосударственного сектора образования и попытки не допустить его к госзаказу означают решение конкурентных проблем административными методами, и в итоге приведет только к стагнации как образования, так и экономики. Мы это уже проходили. От набитых шишек на лбу уже не видно куда идти. Пора понять, что в постиндустриальном обществе образование не может существовать независимо от общей рыночной экономики.

Что касается демографического спада... Если в 2007 году количество выпускников школ было 1 миллион 102 тысячи, в 2008-м - 981 тысяча, то в 2009-м ожидается 930 тысяч, а в 2010-м - 808 тысяч. И вузы, конечно же, пострадают. Только в Москве десятки вузов не только не наберут новых студентов, но могут потерять и тех, кто у них уже учится. Придется Ассоциации негосударственных вузов брать ответственность за коллег и становится сильнее. А в сильный негосударственный вуз студенты обязательно придут. Сейчас в мире кризис, НО я уверен, что негосударственному образовательному сектору он даже на руку. Самое главное, каким образование будет после кризиса. И здесь ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Нас интересует только тот, который выведет российское образование на новый уровень, устранив все недостатки и усилив достоинства.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».