1100

Доцент НовГУ участвовала в мастерской в университете г. Хильдесхайм, там же ей вручили диплом доктора философии

С 14 по 19 февраля Екатерина Егорова, доцент кафедры социологии и билингвального образования НовГУ, приняла участие в образовательной мастерской по теме «Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка, тренинговые программы и подготовка тренеров», проводимой в рамках европейского проекта ТЕМПУС «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями». Екатерина Егорова стала одной из одиннадцати приглашенных преподавателей высшей школы и системы повышения квалификации из России, Белоруссии и Украины. Мастерская проводилась представителями Фондового университета города Хильдесхайм (Германия) на разных площадках данного университета. Целью мероприятия была подготовка к разработке тренинговых программ для учителей и образовательных менеджеров в области инклюзии, а также обмен опытом.

Профессор Ольга Грауманн организовала обмен опытом по вопросам оказания психолого-педагогической поддержки школьникам. Важной целью для нее было заострить внимание слушателей на том, что диагностика в контексте поддержки рассматривает ребенка в процессе его развития и направлена не только на изучение личностных особенностей ребенка, но и на выявление влияющих на него особенностей окружающей среды. Профессор Грауманн отметила, что при оказании психолого-педагогической поддержки необходимо опираться на сильные стороны ребенка. Также она представила модель подготовки будущих учителей к оказанию поддержки в Хильдесхаймском университете, которая успешно осуществляется на протяжении почти десяти лет.

Доктор Андреас Ёме рассказал об организации в университете инклюзивной образовательной среды. Он считает важным, чтобы в данном процессе принимали участие студенты, так как таким образом они могут сделать университет более пригодным для обучения различных категорий студентов. Как выяснилось, в Фондовом университете г. Хильдесхайм в качестве особых групп, требующих помощи, выделяют матерей-одиночек, слабослышащих, людей с психическими нарушениями и др. Поэтому работа в области организации инклюзивной образовательной среды направлена в частности на создание комфортных условий для данных групп студентов. Для этого, в том числе и под руководством доктора Ёме, в университете ведется проектная работа, способствующая включению «особых» студентов в образовательный процесс.

Профессор Карола Иллер выступила с докладом о методах образования взрослых и рассказала о том, как оно осуществляется в Фондовом университете г. Хильдесхайм. Живой интерес у участников мастерской вызвала двухгодичная магистерская программа повышения квалификации, направленная на подготовку консультантов по работе с гетерогенными группами в системе образования. Опытом организации системы повышения квалификации, используемыми формами и методами поделились с участниками мастерской и представители Санкт-Петербургской и Минской Академий постдипломного образования (Наталья Богатенкова, проф. др. Людмила Тарусова), а также Киевского университета имени Драгоманова (проф. др. Галина Нестеренко). Как оказалось, системы повышения квалификации в России, Белоруссии и Украине имеют много общего, что позволяет найти точки соприкосновения для обсуждения и разработки совместных образовательных программ.

Еще одним докладчиком в рамках образовательной мастерской стал доктор Ульф Альгермиссен, который одновременно является директором специальной школы для детей с девиантным поведением. Он выступил с провокационным докладом «Быть милым – недостаточно: признаки профессиональной педагогической деятельности в работе с детьми с девиантным поведением». Господин Альгермиссен построил свой доклад на основе пятиминутного видео, которое демонстрирует первые минуты пребывания ребенка с особенностями поведения в новой школе. В представленной ситуации сразу был допущен ряд ошибок со стороны директора школы и учителя, что позволило ученику использовать привычный для него образ поведения и сформировать у учителя о себе мнение как о ребенке с девиантным поведением. При обсуждении данного примера развернулась дискуссия, в ходе которой участники высказывали полярные мнения о том, что считать профессиональным поведением педагога и как обучить этому в вузе.

Кроме того, важным и торжественным событием пребывания в Хильдесхайме стало вручение Екатерине Егоровой диплома доктора философии (PhD). Еще 19 марта 2015 года она защитила в Фондовом университете г. Хильдесхайм диссертацию на тему «Российское образование в контексте индивидуализации». Данная диссертация стала плодом многолетних усилий и работы в международных образовательных проектах. Большой вклад в реализацию этого события сделали проф. Ольга Грауманн – первый и главный рецензент диссертации, проф. Фолькер Шуберт – второй рецензент, проф. Михаил Певзнер, который стал третьим официальным рецензентом научной работы. Сейчас находится в печати и весной этого года в Германии выйдет в свет одноименная монография на немецком языке.