Домонгольские фрески из Георгиевского собора Юрьева монастыря изучат с помощью спектрометра
В Великом Новгороде стартовал первый этап междисциплинарного научного проекта института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования».
Проект победил в конкурсе министерства науки и высшего образования РФ и получил грант правительства РФ. Московские археологи работают при поддержке Новгородской епархии РПЦ и Новгородского государственного объединённого музея-заповедника.
— Основная цель планируемого научного исследования — всестороннее изучение росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде с помощью современных высокоточных неразрушающих методов. На первом этапе исследования фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства и поставить эти данные в контекст археологии, истории, истории искусства и архитектуры, — сказала учёный секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.
В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились фрагменты монументальной росписи первой трети XII века. Практически весь первоначальный ансамбль фресок сбили со стен и положили в качестве основания под новый чугунный пол храма в 1820–1830-х годов.
Во время археологических исследований Георгиевского собора в 2013–2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке.
— Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями — живопись, фрески — случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой. Обнаружение в ходе раскопок в интерьере Георгиевского собора тысяч фрагментов первоначальной фресковой росписи храма принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода. Этот массив «археологической» фресковой росписи значительно дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода, — отметила Марина Вдовиченко.
Для изучения фресковой росписи памятника в 2021 году в Институте археологии РАН открыли Лабораторию архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников. В работе лаборатории также участвуют студенты Государственного академического университета гуманитарных наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
— Серия измерений и анализ этих данных дадут конкретные ответы на поставленные вопросы. Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок 2013–2020 годов, представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, ведь они являются одними из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера, — пояснила Марина Вдовиченко.