885

Достоевский «отыграл»

В Новгородской области прошел XII Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского. Корреспондент ИА «Ваши новости» съездил на закрытие в Старую Руссу, чтобы узнать, действительно ли фестиваль достоин статуса Международного.

Фестиваль прошел в Великом Новгороде и Старой Руссе (Новгородская область) с 9 по 12 ноября 2008 года. Он проводится на новгородской земле с 1992 года. По определению организаторов, цель фестиваля — «обмен опытом сценического воплощения и осмысления литературного наследия великого русского писателя». Статус Международного фестиваль получил в 1996 году. С 2001 года он проводится ежегодно. В этом году в рамках фестиваля были показаны спектакли театральных коллективов из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Великого Новгорода, Набережных Челнов, Белграда (Сербия). Каждый год новгородский фестиваль ждет новые таланты, оригинальные постановки и необычное прочтение произведений Достоевского. Но, к сожалению, не обходится и без разочарований.

По словам члена жюри, обозревателя отдела театра газеты «Культура», кандидата искусствоведения Ирины Алпатовой, на фестивале Достоевского с каждым годом сокращается количество спектаклей.

У зрителя все меньше выбора. Это не самое большое достижение фестиваля. Хотелось бы более широкого охвата произведений Достоевского, и подходов к спектаклям, и театров. Если быть честной, то я не могу сказать, что этот фестиваль самый сильный. Я уже здесь в третий раз. Бывало и больше впечатлений.

Так, по мнению московского критика, «совершенное разочарование» принес спектакль «Любящий тебя Достоевский» (Санкт-Петербург) по письмам Федора Михайловича к жене Анне Григорьевне, написанных в период страстного увлечения писателем игрой на рулетке.

В спектакле прослеживается одна простая мысль: Достоевский был игрок и мучил себя и свою семью. Эта мысль понятна с третьей минуты действия. Дальше она бесконечно пережевывается. Ничего никуда не движется, не развивается, не меняются эмоции. Зачем так долго и так пусто об этом говорить?

Именно «пустоты» мыслей, эмоций, характеров и боятся всегда увидеть на сцене члены жюри. Как говорит генеральный директор Творческо-координационного центра «ТЕАТР-ИНФОРМ», главный редактор газеты «Театральное дело», заместитель председателя художественно-экспертного совета Министерства культуры Московской области, лауреат Всероссийского проекта «Профессиональная команда страны», дипломант Премии С. Дягилева Ольга Сенаторова, тревогу в современном театре вызывает непрофессиональное, поверхностное отношение с жизни.

Я не устану повторять, что здесь, на новгородской земле, может существовать величайший фестиваль России. Только потому, что в основе его лежат произведения Достоевского. И его незабвенное и бессмертное «найти человека в человеке». Наверное, нам все это сегодня чрезвычайно нужно. Многие спектакли не подошли так близко к Достоевскому, чтобы о них говорить серьезно. Но вот пронзительности, той глубины, тех драматических, трагических, тончайших нюансов человеческих взаимоотношений на этом фестивали для меня не было.

У многих членов жюри осталась некоторая неудовлетворенность афишей фестиваля, его содержательностью и наполненностью. Однако своей новой смелостью, энергетикой поразил спектакль «Белые ночи» в исполнении любительского Молодежного театра-студии «Ключ» из Набережных Челнов (Татарстан). Как сказал молодой режиссер постановки Никита Кобелев, он сознательно построил выступление актеров на контрастах. Главный герой — мечтатель — живет в своем придуманном мире. Стихи Пушкина и оперы Россини удивительным образом сочетаются с музыкой современной группы Radiohead и минималистскими декорациями. Непрофессиональная игра актеров наполняла постановку дополнительной искренностью и приближала к зрителям. Итог — заслуженный приз зрительских симпатий.

Приза за лучшую женскую роль удостоилась актриса театра «Бошко Буха» Зорица Йованович (Белград, Сербия) с моноспектаклем «Бедные люди». Однако однозначным лидером прошедшего фестиваля стала фантасмагория «Возвращение. 4 сцены из жизни князя Льва Николаевича Мышкина» мастерской заслуженного деятеля искусств РФ Григория Козлова (Санкт-Петербургская Государственная академия театрального искусства и Учебный театр «На Моховой»).

«Возвращение...» — очень честный спектакль. Грамотно и профессионально сыграли все актеры. Мы увидели попытку свежего восприятия. Было замечательное распределение ролей. На сцене ребята существовали в постоянном общении друг с другом. Именно это нужно театру сегодня.

На фото №2 — Молодежный театр-студия «Ключ», спектакль «Белые ночи».

Фото Михаила Мордасова и из архива театра драмы

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: «Ваши Новости«.