1130

Эксперимент "Н.Ф.Б.": по следам фестиваля им. Ф.М. Достоевского

Фестиваль Достоевского закончился. Официальные итоги подведены. Спектакль «Н.Ф.Б.» получил сразу две награды – «За лучшую режиссуру» и «За лучший спектакль». О том, что привело постановку питерского режиссера Искандэра Сакаева к такому достижению, мы решили обсудить с актером, исполнившим роль Рогожина. Ярослав Янковский приехал работать в Новгородский театр из Владивостока, где закончил юридический факультет Дальневосточного государственного университета и актерское отделение Дальневосточной государственной академии искусств.

Ярослав, еще раз поздравляю тебя и всю команду «Н.Ф.Б.». Это заслуга не только режиссера, но и артистов. Были ли вы командой, и сколько пришлось работать над спектаклем?

Времени было не так много, как хотелось бы. Достоевский - это всегда очень сложный материал, который долго расшифровывается, предполагает глубокое копание, детальную работу. Любому актеру, особенно молодому, необходимо много времени для качественного результата. У нас был всего месяц. Но за этот короткий промежуток мы тяжелыми, изнурительными репетициями сумели выйти на достаточно неплохой результат. Едва ли не на втором показе мы смогли породить приятные впечатления у зрителей. Возможно, это и есть показатель того, что мы команда.

Стиль работы режиссера с артистами мне показался необычным. Тоталитарная хватка сыграла положительную роль?

Я думаю, что дело тут было не только в самом режиссере. Как и мы, Искандэр Рауфович находился в глубоком прессинге из-за сроков, большого объема работы, немного неординарного подхода к материалу. Ведь это не просто иллюстрация романа «Идиот», это - изъятие основной линии сюжета трех действующих лиц (Мышкина, Рогожина и Барашковой). Остальные лица были изъяты. Осталась только золотая жила романа. И пронести ее от начала до конца, не нарушив логики Достоевского, было непросто. У режиссера стояло очень много задач, которые нужно было решать быстро. Во-первых, чтобы мы сумели за короткое время понять, о чем нам нужно играть, что мы должны донести до зрителя. Во-вторых, текст нужно было знать едва ли не на второй репетиции, хотя актеры обычно запоминают слова не только вербальной, но и механической памятью, через закрепление движений на сцене. Предполагалась не только школа Станиславского, но и Мейерхольда – биомеханика. Нужно было воздействовать не только чувствами, но и телом. Таким образом, работали сразу два средства выражения – тело и душа. Хотя телесное выражение оказалось экстраординарным. В общем, режиссерская диктатура была, но был и элемент соавторства: каждый из нас что-то придумывал не только на сцене, но и в процессе домашней работы. Где-то нам удалось в споре отстоять свою находку, а где-то режиссер оказывался вдохновеннее. В результате у нас получился такой необычный спектакль.

Сцена на фестивале сильно отличалась от стационарной. Трудно даже назвать сценой выставочный зал Научно-культурного центра в Старой Руссе. Как вы справились с трудной задачей заполнения и оснащения этого помещения к спектаклю?

Действительно, на фестивальном показе многое было утрачено. Помимо нас действует еще музыка и свет. Если музыка осталась, то возможности для качественной работы со светом там просто не было. Еще не смогли вместить некоторые из наших декораций, на которых завязаны некоторые мизансцены. Выкручивались, как могли. Я думаю, у нас неплохо получилось.

Внутренне ожидали, что будет какая-то награда?

Лично я не мог ничего ожидать. Я был первый раз на таком фестивале. Мне удалось за день до выступления посмотреть спектакли Театральной мастерской Вахрамеевых (г. Барнаул) и Городского театра Лаппеенранты (Финляндия). Хотя общее впечатление от фестиваля у меня не сложилось. Нужно познакомиться со всеми спектаклями, чтобы дать какую-либо оценку.

В тот день состоялись показы немного нестандартных спектаклей по Достоевскому.

Да. Еще и поэтому мне трудно судить. И наш спектакль тоже в какой-то мере эксперимент. Знаешь, сейчас я сторонник классического подхода. Мне есть чему учиться. Я уделял внимание качеству работы самих артистов. Оно-то мне очень понравилось.

Как думаешь, фестиваль Достоевского должен продолжаться? Возможно, стоит что-то изменить в следующем году?

Фестиваль обязательно должен быть. В первую очередь это полезно для работников театров, которые принимают участие. Они могут показать уровень своей работы и познакомиться с работой других. Для театра нет ничего страшнее, чем культурная изоляция. А еще хорошо, что в этом фестивале могут побеждать не только столичные театры, а еще и провинциальные.

Беседовал Даниил Аравушкин