1163

Эксперты: В Новгородской области нужны региональные пособия к единым учебникам

-->FacebookВконтактеTwitterКлассGoogle+

В Новгородской области готовы приступить к формированию региональных пособий, как только будут изданы базовые учебники. Об этом сегодня, 14 октября, корреспонденту ИА REGNUM сообщила первый заместитель департамента образования и молодежной политики Новгородской области Елена Сергеева.

«Региональные пособия к учебникам уже не раз разрабатывались в Новгородской области — этим вопросом занимались школьные учителя, методисты, работники музеев, научно-педагогические работники университета и другие. К примеру, были разработаны сборники задач по математике, учебное пособие по новгородике к учебникам истории, рабочие тетради для учащихся начальной школы», — пояснила она. Сергеева отметила, что концепция единых учебников пока находится в стадии разработки. «Вопрос этот весьма сложный и серьезный, поэтому выпуск базовых учебников обсуждался на протяжении трех лет и не раз откладывался. Как только такие базовые учебники будут изданы, мы приступим к формированию региональных пособий», — сказала она.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалев в интервью корреспонденту ИА REGNUM напомнил об опыте СССР, в системе образования которого был хорошо развит «региональный компонент». «Во всех школах всегда были уроки краеведения. Причём такие учебники были разработаны и в Новгородской области, в том числе с участием преподавателей Новгородского педагогического института», — сказал он.

«Воспитание интереса и любви к малой родине — великое и нужное дело», — отметил Борис Ковалев и сообщил, что готов поучаствовать в создании регионального приложения к единому учебнику истории, если ему такое предложение поступит. Отметим, что Ковалев на протяжении уже многих лет занимается комплексным исследованием периода нацисткой оккупации Новгородчины.

Доктору филологических наук, профессору Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Татьяне Шмелевой идея создания регионального комплекса учебников в поддержку единым кажется полезной. «Хотя она порождает массу вопросов и проблем. В каких регионах готовы их сделать или они уже есть? Насколько культурный текст региона конвертируется в формат школьного учебника? Кто станет авторами таких учебников? Готовы ли преподаватели с ними работать? Какова общая стратегия такого преподавания и тактика дозирования информации, скажем, для разных классов? Насколько мне известно, в Краснодарском крае разработана система учебников для всех классов — „География Кубани“, „История Кубани“, „Литература Кубани“. Все это вместе называется кубановедением и уже систематически преподается в школе чуть ли не с первого класса. Даже полка такой литературы в книжных магазинах края производит сильное впечатление», — отметила лингвист в комментарии ИА REGNUM.

По словам Шмелевой, в школах Москвы преподают москвоведение, Петербурга — петербурговедение, а в Великом Новгороде успешно развивается новгородика как область научных исследований — прежде всего гуманитарных, от фольклора до археологии.

«Насколько ученые Новгорода готовы засесть за школьные учебники, какой должна быть стратегия и тактика этого преподавания — судить не могу. Знаю, что преподавание новгородики ведется в небольших объемах (под рубрикой „региональный компонент“). Знаю ряд учебных изданий, например, „Словесность для самых маленьких новгородцев“. Но от таких опытов до продуманной системы учебной литературы — очень далеко», — отметила эксперт. По словам профессора, в НовГУ ей приходилось вести курсы «Новгородика в филологическом образовании младших школьников» и «Культура Великого Новгорода: история и современность» для журналистов и, по её ощущениям, потребность в знаниях такого рода есть. «Но от этих опытов шаг к школьной системе преподавания новгородики не кажется простым и беспроблемным. В контексте общей образовательной ситуации в стране неплохо бы напомнить, что в конце 1920 годов сложившаяся к тому времени традиция культивирования краеведения была разгромлена, а многие краеведы репрессированы. Как уберечь новое краеведение от уровня любительства и непроффесионализма? Насколько нынешнее преподавание региональной культуры согласуется с тенденциями интреграции страны, сохранения ее единства? Надо отдавать себе отчет и в политическом аспекте обсуждаемой проблемы», — отметила Татьяна Шмелева.

Напомним, 9 октября депутаты «Единой России» внесли в Государственную думу РФ законопроект, позволяющий регионам дополнить базовые учебники по русскому языку, истории и литературе региональными пособиями.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».