1340

Экспозиция ювелирного искусства музея-заповедника вернулась в отреставрированные залы Грановитой палаты

22 марта 2014 года во Владычной (Грановитой) палате Новгородского Кремля открылась обновленная экспозиция «Ювелирное искусство VI – XVII вв. в собрании Новгородского музея». Экспозиция располагается на втором этаже здания в Готическом зале и Крестовой палате. Примечательно, что столь значительное событие происходит в Год культуры.

Владычная (Грановитая) палата – единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооруженного, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440-е гг. Палата – уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики. Палата - единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, где проходили все важнейшие события: приемы послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры. С 2006 по 2012 г. памятник был закрыт на реставрацию. В сентябре 2012 г. Владычная палата была открыта для посещения как архитектурный памятник.

Концепция музеефикации памятника основывается на том, что главным источником исторической и художественной информации является сама палата – выявленные первоначальные архитектурные формы и фрагменты древней росписи. Важнейший объект показа – так называемая Келья архиепископа Иоанна, украшенная фресками XV в. и росписью начала XIX в. Три помещения палаты предполагается использовать для размещения выставок.

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

Экспозиция «Ювелирное искусство V – XVII вв.» располагается в одностолпном зале с готическими сводами и в Крестовой палате на втором этаже палаты. Большую часть экспонатов составляют предметы драгоценной богослужебной утвари из ризниц новгородских храмов и монастырей.

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них - высокие образцы ХI - XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора. Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII - XIV вв. представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-ХV вв. раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 г. В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы.

В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII вв.

Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI в. с широким применением изящной скани, литых утонченных рельефов, драгоценных камней – кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.

Предметы личного благочестия новгородских архиереев XV-XVI вв., атрибуты богослужения, происходящие из ризницы Софийского собора, заслуживают самой высокой оценки.

Церковные древности XVII в., поступившие из храмов и монастырей Новгорода, составляют наиболее многочисленную группу памятников, некогда наполнявших новгородские храмы.

Интересны и важны работы эмальеров ХVII в. Изделия ювелирной школы Новгорода в целом отличает богатый орнаментальный язык, устойчивые сочетания оттенков эмали, наличие вкладных пространных надписей вязью.

Экспозицию ювелирного искусства предполагается завершить в бывшем Иоанновском корпусе XIX в., примыкающем к Владычной палате, где в трех залах второго этажа будет представлено русское и западноевропейское ювелирное искусство конца XVII - начала XX вв.

Фото А.Орлова, С.Козлова